Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
07:30
3 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
08:30
3 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
09:30
3 мин
Новости
10:00
4 мин
Новости
10:30
3 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
11:30
3 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
21:30
3 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Новости
00:00
4 мин
Русский Устный
00:47
2 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
07:30
3 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
08:30
3 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
09:30
3 мин
Новости
10:00
4 мин
Новости
10:30
3 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
11:30
3 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
19:30
3 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
21:30
3 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
Прямой эфир
Ревность: где грань между беспокойством и контролем?
23:33
11 мин
Интервью
Старейший житель планеты. Машина-убийца. Что еще известно об акулах?
23:45
14 мин
ВчераСегодня
К эфиру

От салатов до курантов: "Эрмитаж", Бутенопы и Гарднеры в Москве

Читать в
Салаты, часы, театры, посуда и машиностроение – в XVIII-XIX веках иностранные специалисты внедрились буквально во все сферы жизни России в целом и Москвы, в частности.

Автор Мария Меркулова

От салатов до курантов: "Эрмитаж", Бутенопы и Гарднеры в Москве
24 сентября 2014, 11:02

Иностранцев в Москве стало особенно много во времена Екатерины II. Будучи сама родом из Пруссии, она с удовольствием приглашала иностранцев в Россию. Иноземцы с охотой приезжали и открывали свои очень доходные дела, говорит краевед, экскурсовод Общества пеших прогулок "Москваход" Ирина Левина:

"В России было очень либеральное налогообложение, поэтому они все стремились сюда открывать свои дела. В Санкт-Петербурге было много иностранных купцов. Многие со временем перебирались в Москву. Например, основатель знаменитого фарфорового завода Гарднер. Он приехал  сначала в Петербург, а потом перебрался в Москву, примерно в 1754 году. До этого он много ездил по России: он хотел производить фарфор и выбирал, где есть подходящие для этого глины. Кстати, он посмотрел и гжельскую глину, однако она оказалась непригодна для изготовления фарфора".

Англичанин Франц Гарднер, будучи весьма состоятельным человеком, во времена Екатерины приобрел в Малороссии владение, где глина для фарфора была очень хороша. В Москве же он выкупил фабрику Ивана Гребенщикова, на которой выпускали фарфор и посуду, не уступавшие по качеству императорским. Императрица Екатерина в 1777 году по случаю недавней победы в русско-турецкой войне заказала Гарднеру три парадных сервиза.

Улица Кузнецкий мост в Москве в начале XX в.
Тесная взаимосвязь Франции и РоссииНачиная со времен Елизаветы Петровны и до конца 18 века, влияние французского просвещения поразило верхи российского общества. Французский язык, мода и литература стали неотъемлемой частью жизни дворян. Не ускользнул из вида и политический подтекст.

То ли француз, то ли бельгиец Люсьен Оливье стал в Москве прославленным шеф-поваром и ресторатором. Он открыл в городе знаменитый ресторан "Эрмитаж", куда ходили не только знатные особы, но и где на Татьянин день гуляли студенты. В России кулинар известен, прежде всего, благодаря всеми любимому салату "Оливье". Вышло это блюдо у повара случайно, а тайну оригинального рецепта он так и не раскрыл, отмечает старший научный сотрудник Музея Москвы Сергей Кайдашев:

"Однажды русские купцы варварски перемешали кулинарный шедевр Оливье. Блюдо представляло собой горку картофеля с маринованными корнишонами, покрытую ломтиками сваренных вкрутую яиц с соусом "провансаль". Купцы же, перемешав все это, без затей закусили очередную порцию водки. На следующий день оскорбленный француз демонстративно сам смешал все компоненты и полил майонезом. И такой салат пошел на "ура". Правда, в его салате были еще отварные рябчики, желе, добавлялась икра, раки, омары, пикули и множество других продуктов, чего в нашем салате "Оливье" уже, конечно же, не присутствует. Кроме того, Оливье поступил очень хитро: он сказал, что в этом салате есть секретный компонент. Но никому этот компонент так и не назвал".

Но иностранцы в Москве вели далеко не только столово-сервизные дела. Они развивали в России и машиностроение. Например, датские подданные братья Бутенопы, приехавшие в Москву в 1832 году. Именно на их заводе были изготовлены современные кремлевские куранты, рассказывает Ирина Левина:

Немецкая слобода на реке Яузе в городе Москве
Кому на Руси жить: первые иностранцы в МосквеВсе привыкли, что именно Петр I прорубил пресловутое окно в Европу. Однако иностранцы на Руси были и до него. Итальянцы, ливанцы, генуэзцы – все они жили и работали в Москве задолго до петровских реформ.

"В 1851 году они получили подряд на ремонт курантов. Братья заменили почти все деревянные части чугунными, собрали заново ходовой механизм, четыре черных циферблата с медными цифрами и стрелками, покрытыми сусальным золотом. Они сделали и механизм, который приводил все стрелки в движение одновременно — это было новшество. И главное — они сделали музыкальный барабан, который с помощью тросов соединялся с колоколами и мог играть множество мелодий".

Капельмейстер московских театров Штуцман и композитор Алексей Верстовский выбрали для курантов шестнадцать самых знакомых москвичам мелодий. Из них Николай I лично выбрал две: утром часы играли марш лейб-гвардии Преображенского полка, а вечером –  духовный гимн поэта Хераскова "Коль славен наш Господь в Сионе…" Времена сменяли друг друга, и вслед за ними часы на Спасской башне уже не раз меняли "голос". Но это уже совсем другая история.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала