Автор Игорь Лоцман
Рост объемов бытовых и промышленных отходов – острая проблема, с которой сталкиваются сегодня все развитые страны. Основные виновники экологических бедствий – промышленные объекты. Из-за них накопленный ущерб природе с каждым годом только возрастает.
Сначала в Европе и Америке вовсю работали мусоросжигательные заводы, чтобы хоть как-то исправить ситуацию. Но при сжигании таких ядовитых веществ, как пестициды, ртуть, медикаменты, краски, лаки, бытовой химии, у людей развивались онкологические заболевания, болезни крови и дыхательных путей. Несмотря на эффективное сокращение отходов, способ оказался небезопасным. В результате перешли на раздельные формы мусора, чтобы сокращать объемы закапываемых отходов. Сегодня в мире основной акцент делается на максимально возможной переработке мусора. Кроме того, развиваются технологии, позволяющие сжигать отходы в плазменном поле. С одной стороны, это дорого, но в то же время этот процесс позволяет генерировать отходы в электроэнергию. Из мусора может получиться топливо — подобие низкосортного угля. Тем не менее, сжигание возможно для определенных фракций мусора, считает ученый-эколог, советник президента РАН Алексей Яблоков:
"Я с осторожностью отношусь к сжиганию. Какие-то фракции мусора, например, деревянные можно сжигать. Но сжигание должно сопровождаться предварительной очень серьезной сортировкой. Да, оно позволяет получать дополнительную электроэнергию. В некоторых городах от сжигания отходов получается 15-20% электроэнергии, тепла. Это серьезное дело. Но я не думаю, что это перспективно в широком смысле, в мировом масштабе. Да, этим надо заниматься, но это не решение проблемы".
Более того, масштабы морских перевозок вызывают почти повсеместное загрязнение морей и океанов, в частности нефтью и нефтепродуктами. Детальные исследования океана показало, что на старых маршрутах "угольных перевозок" огромные пространства морского дна оказались безжизненными из-за выбросов золы. Теперь им на смену пришли теплоходы, работающие на мазуте. Суммарно миллионы тонн таких выбросов оказывают негативное влияние на жизнь мирового океана. И, как показывает практика, международные соглашения по ликвидации и предотвращению разлива нефти на деле оказываются малоэффективными.
Если говорить о России, то серьезные проблемы с загрязнением от нефтепродуктов уже возникают в Керченском проливе, говорит директор природоохранных программ Общероссийской общественной организации "Зеленый патруль" Роман Пукалов:
"Уже достаточно высок уровень антропогенной нагрузки на пролив между Крымским и Таманским полуостровами. Там продолжается рейдовая перегрузка нефти, то есть перегрузка в открытом море на плавучих базах. В 2007 году уже был разлив, когда Керченский пролив залило нефтью, всего лишь с пятитысячного маленького танкера, а если бы перевернулся "стотысячник" — это была бы катастрофа для всего и Черного, и Азовского морей".
В целом мировая политика должна быть направлена на уменьшение объема образующихся отходов. По бытовому мусору необходима как минимум пятидесятипроцентная вторичная обработка, главным образом, на мусороперерабатывающих заводах. Если говорить о промышленных отходах, то здесь нужно бить рублем или долларом по бизнесу. Если отходы складируются "мертвым грузом" — должны быть штрафы за нанесенный ущерб природе как минимум в десятикратном размере. При политической воле, плюс экономической состоятельности, вполне можно прекратить уничтожение собственной среды обитания, говорят ученые.