Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Радио Sputnik

"Хельсинки плюс 40": система безопасности XXI века

Запад все чаще призывает к пересмотру Хельсинкского заключительного акта 1975 года, который лег в основу ОБСЕ. Но единственно правильным решением в этой ситуации будут совместные переговоры всех ведущих игроков, а не полный пересмотр документа.

Автор Ника Филимонова

"Хельсинки плюс 40": система безопасности XXI века
18 декабря 2014, 13:02

В следующем году исполняется 40 лет с момента подписания Хельсинкского акта 1975 года. Этот документ лег в основу работы ОБСЕ и на долгое время закрепил ключевые принципы мировой безопасности. Но за прошедшие годы многое изменилось, и сейчас Запад призывает к пересмотру документа.  Москва же не намерена отказываться от Хельсинкского акта, а предлагает модернизировать его в соответствии с современными реалиями.

Хельсинский заключительный акт подписан на Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе 1 августа 1975 года. В его создании приняли участие руководители 33 стран Европы, США и Канада. Главным итогом стала выработка основных положений системы международных отношений. Суверенное равенство, нерушимость границ, мирное урегулирование споров – это лишь несколько из десяти принципов, на которые должны опираться все государства-участники. Но спустя время выяснилось, что для отдельных стран законы не писаны, говорит политолог, исполнительный директор Института политических исследований Григорий Добромелов:

Президент России Владимир Путин (слева) и президент Франции Франсуа Олланд
"Любовный треугольник" России, Франции и ГерманииГермания и Франция будто ревнуют друг друга, когда речь идет об отношениях с Россией. И здесь примечательно то, что на протяжении веков, каждый раз, когда у России с Германией возникали трения, ее место стратегического партнера занимала Франция.

"С распадом двухполярной системы появился гегемон в лице США, которые фактические нивелировали многие правовые нормы и заложили в систему международного права, по сути, единственное право — право сильного. Тем самым, они заложили бомбу замедленного действия под всю нормативно-правовую систему внешней политики. Поэтому пересмотр многих основополагающих соглашений сейчас неизбежен. Поскольку общепризнанной системы международного права во внешней политике сейчас фактически не существует".

В 2013 году был предложен проект концепции нового соглашения, который получил название "Хельсинки плюс 40". Однако с самого начала участники не смогли договориться по главным составляющим документа. Так, Россия выступила против пересмотра базовых принципов Хельсинского акта и настаивает лишь на их актуализации. В особенности российский МИД подчеркивает  необходимость сохранения ОБСЕ.

Русский государственный деятель Александр Безбородко
Россия и Европа: стратегическое партнерство как факт историиНа протяжении XVIII-XIX веков Российская империя была одной из ключевых стран европейского континента. Однако не со всеми странами Европы у России складывались добрососедские отношения, и отголоски этого слышны и по сей день.
Ряд западных политиков в последнее время стали говорить о неспособности организации противостоять современным вызовам. Но в данном случае Брюссель и Вашингтон пытаются лишь закрепить монополию на власть за своими блоками — НАТО и ЕС. Хотя это противоречит общепринятым положениям, говорит советник директора Российского института стратегических исследований Елена Хотькова:

"Вопросы безопасности и решение основных вопросов в Европе нельзя поручать каким-то блоковым структурам – будь то НАТО или ЕС. Хельсинки породили ОБСЕ. Это та организация, где Россия – полноправный и активный член, и мы отстаиваем эту позицию. Мы считаем, что потенциал ОБСЕ до конца не исчерпан. И нельзя ее приватизировать какому-то блоку или объединению".

Единственным правильным решением в этой ситуации будут совместные переговоры всех ведущих игроков. Но пересматривать полностью документ нельзя, говорит политолог Григорий Добромелов:

Карта морских путей из Москвы в Европу
Великое посольство за европейскими ценностямиРоссия активно начала налаживать отношения с Европой в эпоху петровских реформ, в процессе чего перенимались новые военные технологии, достижения в развитии промышленности и рыночных отношений. Но что это дало Российскому государству?

"Хельсинские соглашения являются одними из ключевых правовых норм, которые закладывают фундамент для новой международной системы. Россия стоит на позиции, что их необходимо сейчас модернизировать, надо садиться за стол переговоров и договариваться о новых нормативно-правовых условиях, о новых правилах игры во внешней политике. Потому что ситуация правового беспредела и наличие единственного права — права сильного — не может долго продолжаться в международной политике".

На встрече в Базеле в начале декабря дипломаты договорились о продолжении процесса "Хельсинки плюс 40". Для этого будет создан специальный экспертный орган, который получил название "Группа мудрецов". Они будут давать свои советы и рекомендации странам ОБСЕ. В свою очередь, Москва надеется, что к следующему году будет подготовлен необходимый пакет документов с полным анализом существующих проблем. 

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала