Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
07:30
3 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
08:30
3 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
09:30
3 мин
Новости
10:00
4 мин
Новости
10:30
3 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
11:30
3 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Дайджест главных новостей
Дети в центре внимания, новые товары для портов РФ и космический пинок
15:04
26 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
18:30
3 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
19:30
3 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
20:30
3 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
21:30
3 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
06:00
4 мин
По душам
Мамкины мятежники: есть ли детям место в политике?
06:04
25 мин
По душам
"Молодая гвардия": дети-политики, которые меняют мир
06:30
11 мин
Кардиограмма дня
Медведь выбрал "Неудачный секс": итоги Берлинале 2021
06:41
8 мин
Библиотека live
Александр Блок. Девушка розовой калитки и муравьиный царь. Часть вторая
06:49
10 мин
Новости
Главные темы часа
07:00
4 мин
Знатоки
Как в Кузбассе будут развивать угольную отрасль и инфраструктуру
07:04
9 мин
Знатоки
Зеленский одобрил санкции США против Коломойского
07:13
11 мин
День в истории
Танковая колонна имени Дмитрия Донского
07:25
1 мин
На грани
Мы больше так не будем. США теперь попробуют не только через силу
07:27
3 мин
Новости
Главные темы часа
07:30
3 мин
Астрология налегке
Партнеры-пиявки, теща и сердцееды
07:33
25 мин
Новости
Главные темы часа
08:00
4 мин
Двое на двое
Обрезать провода. Как Киев собирается освободиться от сетей РФ и РБ?
08:04
25 мин
День в истории
Пятидневная рабочая неделя в СССР
08:29
1 мин
Новости
Главные темы часа
08:30
3 мин
Российская летопись
Профессор Лодер и московские лодыри
08:33
26 мин
Новости
Главные темы часа
09:00
4 мин
Новостная разминка
В эфире
09:04
26 мин
Новости
Главные темы часа
09:30
3 мин
Заговор классиков
Алексей Кольцов. Первый русский поэт-примитивист
09:33
24 мин
Русский устный
Казистый, или Скромная красота
09:57
3 мин
Новости
Главные темы часа
10:00
4 мин
Знатоки
В эфире
10:04
3 мин
Знатоки
В эфире
10:07
23 мин
Новости
Главные темы часа
10:30
3 мин
Доктор, что со мной?
Сложные вопросы: как жить с аутизмом и можно ли его предотвратить
10:33
26 мин
Новости
Главные темы часа
11:00
4 мин
Спутник эрудита
В эфире
11:04
26 мин
Новости
Главные темы часа
11:30
3 мин
Спутник эрудита
В эфире
11:33
12 мин
Дневник читателя
Какую книгу подарить на 8 Марта?
11:46
14 мин
Новости
Главные темы часа
12:00
4 мин
прямой эфир
В эфире
12:04
26 мин
Новости
Главные темы часа
12:30
3 мин
Мастера
Ирина Слуцкая: сквозь боль и слезы я шла вперед
12:33
26 мин
Новости
Главные темы часа
13:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
13:30
3 мин
Новости
Главные темы часа
14:00
4 мин
По душам
В эфире
14:04
26 мин
Новости
Главные темы часа
14:30
3 мин
По душам
В эфире
14:33
12 мин
Новости
Главные темы часа
15:00
4 мин
прямой эфир
В эфире
15:04
26 мин
Новости
Главные темы часа
15:30
3 мин
Новости
Главные темы часа
16:00
4 мин
Знатоки
В эфире
16:04
3 мин
Знатоки
В эфире
16:07
23 мин
Новости
Главные темы часа
16:30
3 мин
Мастера
Ирина Слуцкая: сквозь боль и слезы я шла вперед
16:33
26 мин
Новости
Главные темы часа
17:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
17:30
3 мин
Новости
Главные темы часа
18:00
4 мин
В первых рядах
В эфире
18:04
26 мин
Новости
Главные темы часа
18:30
3 мин
Новости
Главные темы часа
19:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
19:30
3 мин
Новости
Главные темы часа
20:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
20:30
3 мин
Новости
Главные темы часа
21:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
21:30
3 мин
Новости
Главные темы часа
22:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
22:30
3 мин
Мастера
Ирина Слуцкая: сквозь боль и слезы я шла вперед
22:33
26 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Радио Sputnik

Дорога жизни – 30 километров по тонкому льду

Читать в
Дорога жизни стала спасением для блокадников: по льду Ладожского озера удалось вывезти больше 500 тысяч человек, доставлять в город продукты и топливо. Водители "полуторок" постоянно рисковали уйти под лед или стать жертвой вражеских обстрелов.

Автор Мария Балябина

Дорога жизни – 30 километров по тонкому льду
28 января 2015, 11:52

На берегу Ладожского озера возле Санкт-Петербурга стоит необычный памятник в виде разомкнутого кольца. Здесь разрывалась блокада Ленинграда – именно в этом месте на лед спускалась Дорога жизни. Тысячи человек рисковали собой, чтобы вывезти людей из осажденного города или доставить туда продукты и топливо.

Спустя месяц после того, как Ленинград был взят в кольцо, появились первые конкретные планы по прорыву – пусть и частичному – блокады. Выход из этого положения был только один – проложить дорогу от Ленинграда до Кобоны – деревни на другом берегу Ладожского озера. Осенью эвакуированных ленинградцев переправляли на баржах. Зимой решено было прокладывать трассу прямо по льду.

Это должна была быть дорога шириной в 10 метров с пунктами обогрева через каждые 5 километров. Но суровые условия вносили свои коррективы. Озеро не замерзало полностью, в декабре толщина льда в некоторых местах была не больше 3 сантиметров. Трассу прокладывали по принципу наименьших глубин – там лед прорывался реже. Так осенью 41-го появилась военно-автомобильная дорога №101. Первый конно-транспортный батальон отправился по ней 21 ноября. Он привез в город 63 тонны муки. Начало было положено. По мере того, как лед креп, по этому маршруту начали ездить и грузовики. Уже 22 ноября со стороны Ленинграда отправились первые 60 машин. На следующий день они вернулись в город с продовольствием. Но риск оставался всегда. Водители не закрывали двери, чтобы успеть выпрыгнуть, если машина начнет тонуть. Только в первую зиму под лед ушло около тысячи грузовиков, рассказывает заведующая научно-выставочным отделом Музея обороны и блокады Ленинграда Ирина Муравьева:

"22 ноября 1941 года попытались начать перевозки по льду Ладожского озера, лед был очень нестабильным, на лед выходили только лошади, и если выходили полуторки-машины, то очень много их ушло под воду, грузили продовольствия на них очень мало. К грузовикам еще привязывали сани, в них по несколько мешков клали. А главное, что в город нужно было не только продовольствие завозить. Там не хватало топлива для электростанций, нужно было печь хлеб, хоть элементарно давать куда-то свет. Даже те перевозки, которые могли осуществляться, только наполовину были продуктовыми".

Блокадный Ленинград. Женщины собирают останки убитой лошади и грузят на сани, чтобы потом использовать мясо в пищу
Блокадники Ленинграда: голод и холод были страшнее авиаударовЗа годы блокады Ленинград потерял около миллиона своих жителей. Большинство погибло от голода. Норма хлеба на человека составляла 125 граммов в день. Но ленинградцы старались поддерживать фронтовиков. Для раненых они сдали 144 тысячи литров крови.

Дорога жизни стала спасением для многих ленинградцев, которые отправились в эвакуацию – по льду Ладожского озера удалось вывезти больше 500 тысяч человек. На Дороге работали несколько тысяч, а по некоторым данным, десятки тысяч человек. Это и водители, и механики, и те, кто прокладывал путь и занимался разведкой льда, и регулировщики, которые отправляли колонны наиболее безопасными маршрутами. Каждый день они подвергали опасности свои жизни, рискуя или уйти под лед, или стать жертвой вражеских обстрелов. Фашисты использовали авиацию и артиллерию, чтобы уничтожить машины и грузы и разрушить трассу. В первую зиму советские истребители провели над Ладогой 143 воздушных боя с противником, а системы ПВО сбили 51 фашистский самолет. Но парализовать военно-автомобильную дорогу врагу не удалось. До марта 1943 года по ней шли обозы, которые помогли спасти Ленинград, рассказывает старший научный сотрудник Музея-заповедника "Прорыв блокады Ленинграда" Олег Суходымцев:

Защитники Ленинграда
Ленинград в блокадном кольце: отвага защитников и мужество жителей8 сентября 1941 года Ленинград оказался во вражеском кольце. После взятия города немцы планировали идти на Москву. Но блицкриг не удался, и Северную Пальмиру решили сравнять с землей, уничтожив все население.

"Со второй половины января 42-го пошло увеличение доставки грузов, что и позволило 25 января увеличить нормы. До 25 января была самая низкая норма – 125 граммов блокадного хлеба. А потом пошло 250 и на увеличение. Дорога жизни позволила не только снабжать Ленинград продовольствием, но и боеприпасами, и переправлять живую силу – как в Ленинград, так и из города. В октябре-декабре из Ленинграда войска ухолили на большую землю. А когда началась подготовка к прорыву блокады – Синявинская операция, операция Искра, — то в Ленинград завезли много солдат и боевой техники".

Никто не знает, сколько людей погибло на Дороге жизни – от обстрелов или на тонком льду. Машины – легендарные "полуторки" ГАЗ – доставали со дна озера еще несколько десятилетий после окончания войны. Теперь бронзовая копия такой машины стоит на берегу Ладожского озера как памятник подвигу, который изо дня в день совершали обычные люди на военно-автомобильной дороге №101.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала