Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Радио Sputnik

Непревзойденный блокбастер по Толстому

Ровно через 100 лет после того, как Лев Толстой завершил свой великий роман "Война и мир", его русская экранизация получила высшую премию Американской киноакадемии. В 1969 году киноэпопея Сергея Бондарчука стала первым в СССР оскароносным фильмом.

Автор Ольга Бугрова

Непревзойденный блокбастер по Толстому
9 февраля 2015, 12:06

Сергей Бондарчук работал над экранизацией Толстого шесть лет. С 1966 года в прокат последовательно выходили четыре серии, и уже первая — "Андрей Болконский" — имела грандиозный успех. Следующие: "Наташа Ростова", "1812 год", "Пьер Безухов" — подогревали интерес к экранной эпопее. На премию "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" картина Бондарчука выдвигалась вместе с работами Милоша Формана и Франсуа Трюффо. Но для американских киноакадемиков выбор не был сложным. Они увидели то, чего не ожидали от советского кино: настоящий блокбастер, затмивший легенды экрана тех лет – "Бен-Гура" и "Спартака", говорит кинокритик Валерий Кичин:

"Их потрясло, что фильм имел беспрецедентный размах. Количество людей, их столкновения в кадре. Массовка такого масштаба в Голливуде могла бы разорить любого продюсера. Но, как известно, Бондарчуку и киностудии "Мосфильм" это не обошлось ни в одну копейку — мобилизовали вооруженные силы, и они пришли, сыграли рать. Кроме того, Бондарчук занял первоклассных звезд. Звезда в Америке стоит дорого — даже тогда две-три в одном фильме было шиком, здесь же — их целая горсть!"

Фильм поражал своей "густонаселенностью" — 300 озвученных ролей и 120 тысяч статистов. И небывалой исторической достоверностью деталей – реквизитом и декорациями в нем служили музейные предметы и интерьеры или их аутентичные копии. Профессионалы же более всего оценили новаторскую работу оператора. Эффектнее всего она проявилась в панорамных съемках центрального эпизода фильма. Это Бородинское сражение, в котором, как говорит кинокритик Александр Шпагин, эпопея Бондарчука приобретает уже запредельное дыхание:

"Это эталонный образец того, как необходимо снимать битву. Там есть все: взгляд обычного человека, солдата, организаторов битвы — Кутузова и Наполеона, и есть ощущение взгляда Бога. Это снято поразительно по пластике, по ритму. Почти два часа длится одна битва, и до сих пор она завораживает. Сейчас при мощнейших компьютерных технологиях, при замечательно снятых битвах в Голливуде лучше битву никто не снимал — ни до, ни после Бондарчука".

Киноэпопея "Война и мир" не только совершила прорыв советского кино в мировой кинематограф. Она многое переменила и в самом советском кино. По мнению Александра Шпагина, до Бондарчука советские экранизации классики грешили плакатностью, XIX век изображался "соцреалистично" — как мир эксплуататоров и эксплуатируемых. А Бондарчук в своем выдающемся произведении искусства вынул из небытия благородного русского человека XIX века, считает Александр Шпагин:

"Вернулась на экран метафизика XIX века, и только после этого появится "Дворянское гнездо" Кончаловского, где автор скажет, что XIX век не ад, где живут несчастные души, не знающие света коммунизма, а утерянный рай. А потом – глубокие и тонкие картины "Неоконченная пьеса для механического пианино", "Жестокий романс", но первым, кто откроет XIX век как новый космос для советского сознания и кинематографа, будет Сергей Бондарчук в "Войне и мире"".
Экранная жизнь "Войны и мира" была счастливой – фильм шел в прокате 117 стран. Он до сих пор не устарел, как не устаревает и гениальное творение Льва Толстого.

Рекомендуем
Игорь Коломойский
"Он что-то нащупал". Эксперт о заявлении Коломойского про Россию и США
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала