Рейтинг@Mail.ru
Февраль 1917 для русской культуры: радость за руку с бедой - Радио Sputnik, 07.06.2017
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Дневной ракурс
13:04
24 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
21:30
3 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Узнать за 90 секунд
Как американцы оккупировали Россию
05:55
3 мин
День в истории
Мы – веселые ребята, мы – ребята-октябрята
05:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
06:00
4 мин
Починяем примус с Евгением Примаковым
Как и чем жила белая эмиграция?
06:04
52 мин
Узнать за 90 секунд
Научная династия: Капицы
06:56
2 мин
День в истории
Создатель СМЕРШа
06:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
07:00
4 мин
Заря
В эфире
07:04
54 мин
День в истории
Кавказские Минеральные Воды
07:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
08:00
4 мин
Мария Захарова
В эфире
08:04
54 мин
Узнать за 90 секунд
Последний из стоиков: что завещал Марк Аврелий
08:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
09:00
4 мин
ИЗОЛЕНТА live
В эфире
09:04
103 мин
Новости
Главные темы часа
11:00
4 мин
Справимся вместе
В эфире
11:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
11:30
3 мин
Справимся вместе
В эфире
11:33
25 мин
День в истории
Создатель СМЕРШа
11:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
12:00
4 мин
Дневной ракурс
В эфире
12:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
12:30
3 мин
Интервью
Стандарт
12:33
23 мин
Узнать за 90 секунд
Не укради – совесть замучает: как "великое ограбление" стало невеликим
12:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
13:00
4 мин
Дневной ракурс
В эфире
13:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
13:30
3 мин
Дневной ракурс
В эфире
13:33
12 мин
День в истории
Кавказские Минеральные Воды
13:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
14:00
4 мин
Среда потребления
В эфире
14:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
14:30
3 мин
Среда потребления
В эфире
14:33
25 мин
Узнать за 90 секунд
Папа, ты неправ: кого обидел Чехов в своей первой пародии
14:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
15:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
15:04
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:07
21 мин
Новости
Главные темы часа
15:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:33
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:36
22 мин
День в истории
Мы – веселые ребята, мы – ребята-октябрята
15:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
16:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
16:30
3 мин
Узнать за 90 секунд
Последний из стоиков: что завещал Марк Аврелий
16:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
17:00
4 мин
Теория заблуждений
В эфире
17:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
17:30
3 мин
Теория заблуждений
В эфире
17:33
25 мин
День в истории
Создатель СМЕРШа
17:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
18:00
4 мин
Итоги. Вечер
В эфире
18:04
54 мин
Узнать за 90 секунд
Мода или опасная игра: как Россия споткнулась на масонстве
18:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
19:00
4 мин
Итоги. Вечер
В эфире
19:04
54 мин
День в истории
Кавказские Минеральные Воды
19:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
20:00
4 мин
С точки зрения здравого смысла
В эфире
20:04
54 мин
Узнать за 90 секунд
Не укради – совесть замучает: как "великое ограбление" стало невеликим
20:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
21:00
4 мин
Комиссар исчезает
В эфире
21:04
54 мин
День в истории
Мы – веселые ребята, мы – ребята-октябрята
21:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
22:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
22:30
3 мин
Узнать за 90 секунд
Папа, ты неправ: кого обидел Чехов в своей первой пародии
22:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
День в истории
Создатель СМЕРШа
23:58
1 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Москва 91,2 FM
Москва 91,2 FM
Санкт-Петербург 91,5 FM
Волгоград 101,1 FM
Казань 105,8 FM
Калининград 87,7 FM
Киров 101,0 FM
Пермь 91,2 FM
Псков 102,6 FM
Самара 99,1 FM
Саратов 105,8 FM
Севастополь 105,6 FM
Симферополь 102,3 FM
Улан-Удэ 102,8 FM
Уфа 91,1 FM
Херсон 88,1 FM
Челябинск 99,5 FM
Якутск 103,6 FM
Авторы

Февраль 1917 для русской культуры: радость за руку с бедой

© РИА Новости | Перейти в медиабанкМанифестация революционных войск перед Государственной думой в Февральскую революцию. Петроград, 1917
Манифестация революционных войск перед Государственной думой в Февральскую революцию. Петроград, 1917
Читать в
Февральские события случились неожиданно для политиков. Но не для литераторов. А когда их предчувствия оправдались, они были даже удивлены будничностью событий. Об этом в пятой части спецпроекта радио Sputnik "Год 1917. Февраль как пролог Октября".

Предыдущие главы

Странная революция. "Февраль. Достать чернил и плакать!"

Удар в спину империи. Россия выигрывает войну, но проигрывает революцию

Февральская революция: итоги, не поддающиеся подведению

Керенский и Троцкий: портрет двоевластия

Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik

Февраль 1917 для русской культуры: радость за руку с бедой
24 февраля 2017, 10:00
"В эти нервные и сумбурные дни все сразу, как будто этого момента всю жизнь только и ждали, надели красные ленточки. Решительно все "исты": символисты, кубисты, артисты и даже монархисты. Не скрою, надел и я". Так писал о последних днях февраля 1917 года Федор Шаляпин. Он же заметил, как быстро политика ворвалась в театр – даже оперный: "Во время спектаклей начали появляться какие-то люди – между ними бывал и Троцкий – и прерывали действие речами. Они говорили, что пора кончать радостные зрелища, что народ на фронте, а столицы поют и пляшут. В траншеях другие люди говорили солдатам эту же вещь в обратном порядке: "В столицах поют и пляшут, а вы гибнете на фронте…"".  И, наконец, еще одна показательная цитата из шаляпинских мемуаров "Маска и душа": "Двоевластие, бывшее тогда модным во всем государстве, восторжествовало и в театрах. Была новая дирекция и художественный совет – как бы "Временное правительство", и наряду с ним утвердился за кулисами как бы "Совет депутатов" – из хористов, музыкантов и рабочих: из театрального пролетариата".

Театр как самое демократичное искусство ярче, чем что-либо другое отражал революционную картину русского мира – со всем, что в этом реальном мире происходило. Театры не закрывались, были полны и работали даже с удвоенной силой. К известным прогрессивным – МХТ и Вахтанговский, Камерный театр Таирова и Первая студия Михаила Чехова – прибавлялись новые, так называемые общедоступные. Однако почти ни один не поспевал за жизнью – физически не мог сразу предложить новой аудитории новый репертуар и даже не всегда угадывал саму эту аудиторию. Случались казусы. В Петрограде монархисты сорвали спектакль "на злобу дня" "Преступление царя" и всерьез угрожали артистам физической расправой за "оскорбление государя". Или: быстро созданные для выезда на фронт "летучие артистические отряды" предлагали в окопах драмы Рене Моракса, а затем получали письменные отзывы вроде "Желательно пьесу по поводу самовольного покидания позиций солдатами". А после спектакля по Островскому зритель-солдат так определил свои впечатления: "На буржуя сердце кипело весь вечер".

Выдающийся реформатор русской сцены Всеволод Мейерхольд уже в апреле выступит с докладом "Революция и театр". Он заявит, что только "приход в зрительный зал крестьян, солдат, рабочих, прогрессивной интеллигенции возродит сценическое искусство". Но сначала Мейерхольд поставит спектакль, который войдет в историю как эмблема и оценка всего, что происходило в России в Февральскую революцию. Это был "Маскарад" по драме Лермонтова. Премьера прошла 25 февраля (!) в Александринском театре. "В зале – исключительно культурная и политическая элита", – рассказывает заведующая московским Музеем-квартирой Всеволода Мейерхольда Наталья Макерова:

"Это был спектакль самый дорогой в прямом смысле слова – он стоил 300 тысяч золотом – и самый грандиозный по замыслу и воплощению: только в сцене маскарада, где происходит завязка драмы, было задействовано около 250 статистов, и для каждого Мейерхольд придумал мизансцену. По замыслу Головина и Мейерхольда, частью декораций были повернутые в зал огромные мутные венецианские зеркала, и зрители видели себя в драме Лермонтова. Один из критиков написал, что публика восприняла спектакль как реквием по уходящей России".

© Фото : предоставлено пресс-службой Александринского театраАлександринский театр – литография 1840-х гг
Александринский театр – литография 1840-х гг

Воодушевление и горечь одновременно было основным переживанием русской художественной интеллигенции. Вольно и невольно все поэты становились пророками. Футуристы – Маяковский и Хлебников – пытались вычислить будущее. В поэме "Облако в штанах" Маяковский "обещал": "В терновом венце революции идет шестнадцатый год". Символисты же "читали" новую судьбу России вне дат и сквозь призму глобальной истории. Они понимали ее как крушение Римской империи, на которую надвигаются полчища гуннов и скифов, чтобы "мясо белых братьев жарить". "Конкретнее всех высказался Дмитрий Мережковский, назвав разрушителя "русского Рима" "грядущим хамом", – напоминает литературовед Владимир Крижевский: "Начал еще Брюсов: "Где вы, грядущие гунны?".  Эти стихи заканчивались фразой: "И вас, кто меня уничтожит, приветствую радостным гимном". Здесь – такая позиция: любоваться своим уничтожением. Любование неподвластной стихией как важная черта с годами проявляется и у Блока. Он всюду искал признаки наступления Страшного суда, он ловил в проявлениях стихий приметы конца света. Они все это чувствовали. На самом деле это был конец того мира, в котором они жили. Так они предчувствовали и Февральскую, и Октябрьскую революции, которые можно рассматривать как единый процесс чудовищного сдвига в XX веке, значительного для всего человечества".

Удивительно, но когда апокалиптические предчувствия воплотились в февральских событиях, многие русские литераторы были разочарованы их внешней будничностью. Возможно, именно это объясняет отсутствие действительно крупных произведений "на случай", которые могли бы стать значимыми литературными памятниками. Так считает филолог Михаил Павловец: "С одной стороны, Леонид Андреев записал в дневнике: "Один из величайших и радостнейших дней для России". Многие отмечали, что, действительно, произошла великая революция, что это событие давно назревало, что сто лет "мы шли к нему". Василий Розанов, помнится, писал: "Самодержавие – как больной зуб, который сам вывалился без помощи щипцов и аптеки". Не было ощущения внезапности произошедшего, оно воспринималось как естественный процесс, и разочарованы были обыденностью: все проснулись, а страна уже другая. И теперь надо думать о другом политическом режиме, о другом отношении с властью, с обществом и так далее. Обыденность великого обескураживала".

© РИА Новости | Перейти в медиабанкДемонстрация москвичей на Театральной площади во время февральской буржуазно-демократической революции. 1917 год
Демонстрация москвичей на Театральной площади во время февральской буржуазно-демократической революции. 1917 год

И все же есть одно великое художественное свидетельство периода между двух русских революций. Это книга стихов Бориса Пастернака "Сестра моя – жизнь". Она писалась летом 1917 года, когда возлюбленная поэта уехала в провинцию заниматься строительством местного самоуправления. В поездках к ней Пастернак наблюдал происходящее в стране и описывал его как "воздух свободы и тревоги".

Между февралем и октябрем самую большую тревогу в художественной среде вызывало нарастание влияния большевиков. Эта тема волновала буквально всех – по этой теме было особенно много пророчеств. И одно из наиболее проницательных, по мнению Михаила Павловца, дала поэтесса Зинаида Гиппиус: "С самого начала она говорила о той опасности, которую несут с собой большевики. "Большевизм пришелся по нраву нашей темной и невежественной, развращенной рабством и войной массе. Против тупого и животного бунта нельзя долго держаться увещеваниями", – писала Гиппиус. Может быть, в ее позиции есть не очень приятная спесь. Но, к сожалению, то, что большевики выведут на улицы не освободившийся народ, не свободных граждан страны, а массы, которыми легко манипулировать, которые не понимают, что происходит, в чем их интерес и особенно – как нужно строить новое государство, – в этом Гиппиус оказалась права. Неудивительно, что впоследствии она будет одним из последовательных критиков большевизма".

© РИА Новости | Перейти в медиабанкДемонстрация рабочих в Харькове в 1917 году
Демонстрация рабочих в Харькове в 1917 году

Среди критиков большевиков до их прихода к власти попадаются и вовсе неожиданные фигуры – Максим Горький, например. Между двух революций он был постоянным автором эсеровской газеты "Новая жизнь", где печатал очерки под названием "Несвоевременные мысли". Будущий "пролетарский писатель" предупреждал об опасности популизма, заигрывания "с самыми темными, низменными страстями в массах". Он вообще с большим недоверием относился к необразованным людям и был сторонником постепенного культурного строительства как важнейшего дела. Кстати, Горький верил в пролетариат, но не верил в крестьянство, в то время как война (и революция тоже), по выражению Михаила Павловца, "перемешала всю страну", так что избирательно общаться со "слоями  населения" было почти невозможно.

"Можно вспомнить, что только за один революционный 1917 год население Москвы удвоилось. Миллионный город стал двухмиллионным, и мы понимаем, откуда взялся этот миллион, кто эти люди! Это вчерашние крестьяне, вчерашние солдаты – люди с оружием, умеющие убивать, – и это чисто маргинальные элементы. Лицо города изменилось, изменилась и речь. На улицах звучала не только народная, но и бранная речь, и мы видим, как в поэзии Ахматовой, Цветаевой и даже Блока появляется просторечная лексика. И в целом массы, в том числе люмпен-демократические слои, оказывают сильное влияние на культуру".

Были те, кто считал, что новая – и даже низкая – культура вытеснит в России высокую европейскую и что пусть так и будет, раз европейская культура с ее идеалами себя дискредитировала. Это точку зрения разделял писатель Александр Серафимович. Но с ним спорил поэт Владислав Ходасевич. Он был уверен, что долг писателя и поэта – слышать и видеть народ, говорить с ним, а не возводить между собой и им стену, потому что демократизация культуры вполне возможна и без ее разрушения. И в этом была историческая правда революционного момента.

Подписывайтесь на канал радио Sputnik в Telegram, чтобы у вас всегда было что почитать: злободневное, интересное и полезное.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала
Главные темы часа. 00:00Встреча глав России и Азербайджана, запрет ядерных испытаний, Иран в ЕАЭСДобавить масло в агонию. США на неделе возобновят транзит смерти на УкраинуГлавные темы часа. 01:00Злоупотребления в ЮНЕСКО, комплексы Patriot для Украины и конгрессмены СШАСущий Чад. Вслед за Нигером еще одна страна Африки грозит США изгнаниемМосковское наводнение 1908 годаГлавные темы часа. 02:00Мифы и вымыслы о Михаиле ЛермонтовеЛюблю отчизну я, но странною любовью!Герой 1812 года генерал Ермолов, "Лев Кавказа"Перестройка и гласностьГлавные темы часа. 03:00Планы Роскосмоса, спрос на кредиты и кнопочные телефоныРождение ТаганкиГлавные темы часа. 04:00Изъятие активов РФ, запрет российского СПГ, Си Цзиньпин в КазаниМолдавская оппозиция, оружие США в Польше и политика ЕСГлавные темы часа. 05:00Тема ПМЭФ-2024, польза санкций для бизнеса в РФ и запрет на поставки СПГГлавные темы часа. 06:00Медицинская династия: БоткиныГлавные темы часа. 07:00Допрос "Победы", помощь Киеву, скандал в WADA, реестр адвокатов и фейкиЗачарованные острова по центру Земли: как попасть в параллельный мирГлавные темы часа. 09:00Скандал с Turkish Airlines, доходы от нефти, реформа ДОСААФ, мобилизацияАй да евнух: второе китайское изобретение - что это было?Главные темы часа. 11:00Что происходит в Молдавии и зачем Польше ядерное оружие?Главные темы часа. 12:00Заявления главы Совфеда, обыски в Молдавии и 60-дневный безвиз для россиянГлавные темы часа. 12:30500 миллионов фунтов Киеву: не надорвется ли ВПК Британии?Что значит "нарубить бабла": тайная история виртуальных денегГлавные темы часа. 13:00БАМ: стройка векаГлавные темы часа. 13:30За помощь России: США пригрозили китайским банкамГлавные темы часа. 14:00Наводнение в Оренбуржье, почему гибнут дельфины в сетяхГлавные темы часа. 14:30Человек - угроза диким животным: чего нельзя делать ни в коем случаеЭлита и "собачья жизнь": как развлекались звезды Серебряного векаГлавные темы часа. 15:00Войска РФ получат системы нового поколения С-500Азербайджан отказывается от сотрудничества с Россией?Главные темы часа. 15:30Партнерство России и Китая: перспективы и трудностиУкраинские беженцы остались без документов"Бессмертный полк" пройдет без шествийГлавные темы часа. 16:00Главные темы часа. 16:30Будущее ХАМАС: раскол или объединение?Главные темы часа. 17:00Заявления Шойгу, фильм-расследование Прозорова и поддержка США КиеваГлавные темы часа. 17:30Разблокировка активов РФ, русский язык в Латвии и обыски в МолдавииГлавные темы часа. 18:00Угрозы РПЦ в Эстонии, санкции против банков КНР и рост ВВП экономики РФГлавные темы часа. 19:00Американская помощь Киеву, споры о Канте и развитие наукиГлавные темы часа. 20:00Как и чем жила белая эмиграция?Тында РидаГлавные темы часа. 21:00БРИКС и развитие молодого поколенияГлавные темы часа. 21:30Развитие межкультурных коммуникаций в БРИКСГлавные темы часа. 22:00Главные темы часа. 22:30Главные темы часа. 23:00Главные темы часа. 23:30Главные темы часа. 00:00Мы не рыбы. Рыбы немы. Папуа – Новая Гвинея нанесла Байдену ответный ударСоздатель СМЕРШаГлавные темы часа. 01:00Фальшивая нота Дуды. Президент Польши сыграл на ядерную провокациюКавказские Минеральные ВодыГлавные темы часа. 02:00Как американцы оккупировали РоссиюГлавные темы часа. 03:00Главные темы часа. 04:00Главные темы часа. 05:00Февраль 1917 для русской культуры: радость за руку с бедой