Рейтинг@Mail.ru
Неправильная колея, или Какую скорость развивал "Сапсан" Николая I - Радио Sputnik, 13.02.2018
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
07:30
3 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
08:30
3 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
09:30
3 мин
Новости
10:00
4 мин
Новости
10:30
3 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
11:30
3 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
18:30
3 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
19:30
3 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
20:30
3 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
21:30
3 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Утренний рык с Тиграном Кеосаяном
Спецоперация и ВОВ, мобилизация экономики, Моргенштерн* и молодежь РФ
07:04
116 мин
Новости
Главные темы часа
09:00
4 мин
ИЗОЛЕНТА live
Будущее освобожденных территорий, планы Польши и судьба Зеленского
09:04
176 мин
Новости
Главные темы часа
12:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
12:04
3 мин
Прямой эфир
В эфире
12:07
23 мин
Новости
Главные темы часа
12:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
12:33
3 мин
Прямой эфир
В эфире
12:36
23 мин
Новости
Главные темы часа
13:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
13:04
3 мин
Прямой эфир
В эфире
13:07
23 мин
Новости
Главные темы часа
13:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
13:33
3 мин
Прямой эфир
В эфире
13:36
24 мин
Новости
Главные темы часа
14:00
4 мин
Россия 2062
Настоящий русский фольклор как сеанс общенациональной психотерапии. Часть первая
14:04
26 мин
Новости
Главные темы часа
14:30
3 мин
Россия 2062
Настоящий русский фольклор как сеанс общенациональной психотерапии. Часть вторая
14:33
26 мин
День в истории
Поражение Троцкого на XIII съезде РКП(б)
14:59
1 мин
Новости
Главные темы часа
15:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
15:04
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:07
23 мин
Новости
Главные темы часа
15:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:33
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:36
24 мин
Новости
Главные темы часа
16:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
16:30
3 мин
На мушке
Женское ополчение: боевой опыт Людмилы Гришиной. Часть вторая
16:33
26 мин
Новости
Главные темы часа
17:00
4 мин
Диалоги с Генри Сардаряном
В эфире
17:04
26 мин
Новости
Главные темы часа
17:30
3 мин
Диалоги с Генри Сардаряном
В эфире
17:33
27 мин
Новости
Главные темы часа
18:00
4 мин
ХЗ: Хазин знает
В эфире
18:04
56 мин
Новости
Главные темы часа
19:00
4 мин
Багиров против
В эфире
19:04
56 мин
Новости
Главные темы часа
20:00
4 мин
Это просто космос с Дмитрием Рогозиным
В эфире
20:04
56 мин
Новости
Главные темы часа
21:00
4 мин
Клименко советует
В эфире
21:04
56 мин
Новости
Главные темы часа
22:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
22:30
3 мин
На мушке
Женское ополчение: боевой опыт Людмилы Гришиной. Часть вторая
22:33
26 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Авторы
Авторский взгляд на события. Коротко и по делу.

Неправильная колея, или Какую скорость развивал "Сапсан" Николая I

© РИА Новости / Александр Уткин / Перейти в фотобанкЗдание Кругового паровозного депо Николаевской железной дороги
Здание Кругового паровозного депо Николаевской железной дороги
Читать в
Двадцать два часа: именно столько шел первый поезд из Санкт-Петербурга в Москву. Думаете, долго? С чем сравнивать. На своей упряжке получалось дней за шесть – но это если повезет с дорогой.

В этот день, …лет назад

Тринадцатого февраля 1842 года император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург – Москва. 

Вокруг нее сложилось много легенд. Первая из них: Николай начертил будущую дорогу на карте по линейке, но карандаш наткнулся на его палец и получился изгиб, который инженеры и воспроизвели, так сказать, на местности. Однако это не так. Изгиб был обусловлен технической необходимостью, связанной с маломощностью первых паровозов. Они не могли преодолеть подъем на Валдайскую возвышенность, которую и приходилось объезжать. Когда эта задача была решена, Николаевскую дорогу "выпрямили".

Вторая легенда – насчет пятифутовой ширины колеи, которая шире, чем в Европе. Многие думают, что это было сделано для того, чтобы вражеские поезда не могли проникнуть в Россию. Это тоже всего лишь легенда. Такую ширину колеи обосновал и ввел в эксплуатацию военный инженер Николай Осипович Крафт. Николаевская дорога строилась по весьма сложной местности – со множеством водоемов и рек, болот и трясин. И ширина железнодорожной колеи была выбрана для лучшей устойчивости вагонов на такой местности. На маршруте было возведено 278 инженерных сооружений: 8 больших мостов, 182 средних и малых моста, 69 труб и 19 путепроводов.

Третья легенда. О ней еще писал поэт Николай Алексеевич Некрасов в своем знаменитом стихотворении "Железная дорога":

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то все косточки русские…

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

"Ванечка" ничего не знал. И знать не мог никто. Статистики тогда и в заводе не было. Но есть кое-какие соображения. На стройку дороги попасть было нелегко – очереди выстраивались. Деньги платили хорошие, кормили до отвала. В год количество работающих составляло от 50 до 60 тысяч человек. Но опять же, напомню, дорога шла в основном по болотам. Днями работали по пояс в воде, жили в землянках. Антисанитария была жуткая. Поэтому не удивительно, что рабочие болели и тифом, и дизентерией. Но не больше, чем в других местностях. По подсчетам, ежегодно на строительстве дороги умирали 300-400 человек. А строительство велось 8 лет. Прямо скажем, с медициной и лечением болезней вообще в России дела обстояли очень плохо. Но есть интересная статистика. В 1890-х годах, то есть через 30 лет после строительства Николаевской дороги, смертность в России по той же холере или дизентерии была намного ниже, чем во Франции или Италии. Цифры на сей счет приведены в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. А этот словарь гордился своей объективностью…

Железная дорога протяженностью более 600 километров стала в то время самой длинной в мире. И главное – это был подлинный триумф русской инженерной мысли. Ее строили Павел Петрович Мельников, будущий первый министр путей сообщения, и, как уже говорилось, Крафт. И вот как странно сложилась их посмертная слава: Мельникову поставили памятник в Москве на площади трех вокзалов, а Крафту – ничего… 

Многие современники весьма скептически отнеслись поначалу к идее строительства железных дорог в России. Да и сама мысль о паровозе внушала панический страх. В этой связи вспоминаются выпады знаменитого острослова тех лет князя Александра Сергеевича Меншикова в отношении мероприятий Главного управления путей сообщения и публичных зданий (предшественник МПС). Когда строились Исаакиевский собор, постоянный мост через Неву и Николаевская железная дорога, князь говорил: "Достроенный собор мы не увидим, но увидят дети наши; мост мы увидим, но дети наши не увидят; а железной дороги ни мы, ни дети наши не увидят". К счастью, скептические пророчества князя Меншикова не сбылись.

Уже 13 ноября 1851 года из Санкт-Петербурга в Москву отправился первый пассажирский поезд. Он состоял из паровоза, тендера (вагона для перевозки запаса топлива – сначала это были дрова – и воды), пяти пассажирских и одного багажного вагона. Скорость – 40 километров в час. Время в пути от одной столицы до другой, включая время стоянок, – 21 час 45 минут. На ямских лошадях этот путь преодолевали минимум за 3 дня. А на "долгих"  (т.е. на своих лошадях)  выходило аж вдвое дольше. Рекорд установил опять же Николай I. В декабре 1833 года Пушкин написал в дневнике: "Вчера государь возвратился из Москвы, он приехал в 38 часов".

Так что первые паровозы с их скоростями – ни дать ни взять почти что "Сапсан"! Только с поправкой на технические возможности середины XIX века…

Сметная стоимость строительства железной дороги составляла 43 миллиона рублей серебром. Впрочем, как обычно, она была превышена. Но в данном случае цель оправдала средства. Уже с самого начала эксплуатации дорога стала приносить немалую прибыль.

После смерти Николая I дорога получила название Николаевской. А в 1923 году была переименована в Октябрьскую железную дорогу. Странно, конечно. Вроде бы история дороги началась в феврале, а не в октябре. Парадоксы времени…

Автор Владимир Бычков, радио Sputnik

Подписывайтесь на канал радио Sputnik в Telegram, чтобы у вас всегда было что почитать: злободневное, интересное и полезное.

А еще у радио Sputnik отличные паблики ВКонтакте и Facebook. А для любителей короткого, но емкого слова, — Twitter.

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
Главные темы часа. 00:00Петровские реформы: как Россия стала империейКак Петр I вывел всю Россию из зоны комфорта. ПродолжениеНиксон в СССР: пакетик семечек в подарокИзобретатель-самоучка Павел ЗарубинГлавные темы часа. 01:00Алексей Подберезкин. "Азовсталь" освобождена: что дальше?Третьяковская галерея начиналась с "Искушения"Артур Конан ДойльГлавные темы часа. 02:00Кто в НАТО хозяин или турецкий демаршТайвань новая Украина?Наполеон в юбке: как Каролина Бонапарт перебежала дорогу своему братцуКомпозитор Рихард ВагнерГлавные темы часа. 03:00Вспышка ковида в Северной Корее и обвинения Илона Маска в харассментеПадение зарплат, ВВП, нехватка рабочих мест. Что с экономикой Китая?Главные темы часа. 04:00Жара в Европе и трагичная судьба осьминоговСокращение численности пчел: статистика и последствия их массовой гибелиГлавные темы часа. 05:00Продовольственный кризис. Когда наступит голод?Крепкий рубль. Надолго?Перерождение компаний. Кто и как возвращается в Россию?Афера с королевским размахом: как в XVIII веке разводили на деньгиГлавные темы часа. 06:00Между Незнайкой и Гарри Поттером: что читать младшим школьникам?Некрасов. Глубины поэтической простотыПодземная жизнь Царь-колокола: почему гигант не зазвучалГлавные темы часа. 07:00Когда на тебе возят воду, или Почему вас все норовят обидеть?Главные темы часа. 07:30Кому ты доверяешь?Главные темы часа. 08:00Риск конфликта между РФ и США, условие Эрдогана и уход Шрёдера из РоссииГлавные темы часа. 08:30Владимир Качан: когда идешь вперед, не оглядывайся назад – споткнешьсяГлавные темы часа. 09:00Бразилия и ее президенты: борьба за властьГлавные темы часа. 09:30Болсонару или Лула да Силва: кто станет президентом Бразилии?Главные темы часа. 10:00Юлия Витязева. Как помочь детям ДонбассаГлавные темы часа. 10:30Юлия Витязева. Торг вокруг НАТО: что получит Эрдоган?Главные темы часа. 11:00Настоящий русский фольклор как сеанс общенациональной психотерапии. Часть 1Главные темы часа. 11:30Настоящий русский фольклор как сеанс общенациональной психотерапии. Часть 2Главные темы часа. 12:00Разворот к Азии: как решить проблемы логистикиПоследствия COVID-19, оспа обезьян и новый глава: ВОЗ собирается в ЖеневеГлавные темы часа. 12:30Главные темы часа. 13:00Главные темы часа. 13:30Главные темы часа. 14:00Главные темы часа. 14:30Главные темы часа. 15:00Партнеры США и расширение НАТО. С кем и о чем договаривается Байден?Главные темы часа. 15:30Борьба за правду: почему закрылось "министерство правды" в США?Главные темы часа. 16:00С новой силой: закон о военных преступлениях в СШАГлавные темы часа. 16:30Дефицит детских смесей в США: при чем тут Пентагон?Главные темы часа. 17:00Главные темы часа. 17:30Главные темы часа. 18:00Освобождение "Азовстали" и восстановление МариуполяРасширение границ НАТО: последствия для США и Европы и позиция АнкарыГлавные темы часа. 18:30Оспа обезьян: скорость распространения и причастность РоссииДвижение детей и молодежи "Большая перемена" - возрождение пионерии?Главные темы часа. 19:00Разрыв оставшихся связей. Киев выходит из ряда соглашений с РФОсобый статус. Зачем президент Польши приехал на УкраинуГлавные темы часа. 19:30Арктика. Кто в ответе за безопасность в регионе?Германия откажется от газа? Перспективы зеленой энергетики в ЕСГлавные темы часа. 20:00Главные темы часа. 20:30Главные темы часа. 21:00Главные темы часа. 21:30Главные темы часа. 22:00Главные темы часа. 22:30Главные темы часа. 23:00Главные темы часа. 23:30Главные темы часа. 00:00Миллиардер Джон РокфеллерГлавные темы часа. 01:00Месмеризм, столоверчение и экстрасенсорикаГлавные темы часа. 02:00Поражение Троцкого на XIII съезде РКП(б)Дуэлянты и дуэлянтки: кто кому даст форуГлавные темы часа. 03:00Сандуновские баниШешковский - глава Тайной экспедицииГлавные темы часа. 04:00Главные темы часа. 05:00Главные темы часа. 06:00Главные темы часа. 07:00Неправильная колея, или Какую скорость развивал "Сапсан" Николая I