Рейтинг@Mail.ru
Неправильная колея, или Какую скорость развивал "Сапсан" Николая I - Радио Sputnik, 13.02.2018
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Прямой эфир
Кризис в Шри-Ланке: причины, последствия и перспективы
16:04
25 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
08:30
3 мин
Новости
09:00
4 мин
ИЗОЛЕНТА live
В эфире
09:04
176 мин
Новости
Главные темы часа
12:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
12:04
3 мин
Прямой эфир
В эфире
12:07
23 мин
Новости
Главные темы часа
12:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
12:33
3 мин
Прямой эфир
В эфире
12:36
24 мин
Новости
Главные темы часа
13:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
13:04
56 мин
Новости
Главные темы часа
14:00
4 мин
Правозащитники
В эфире
14:04
56 мин
Новости
Главные темы часа
15:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
15:04
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:07
23 мин
Новости
Главные темы часа
15:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:33
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:36
24 мин
Новости
Главные темы часа
16:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
16:30
3 мин
Поговори со мной
Мы боимся своего возраста: но в чем причина страха и как его побороть?
16:33
26 мин
Новости
Главные темы часа
17:00
4 мин
Теория заблуждений
В эфире
17:04
26 мин
Новости
Главные темы часа
17:30
3 мин
Теория заблуждений
В эфире
17:33
27 мин
Новости
Главные темы часа
18:00
4 мин
ХЗ: Хазин знает
В эфире
18:04
56 мин
Новости
Главные темы часа
19:00
4 мин
Разбор полетов. Программа Николая Валуева
В эфире
19:04
56 мин
Новости
Главные темы часа
20:00
4 мин
Кардиограмма дня
В эфире
20:04
56 мин
Новости
Главные темы часа
21:00
4 мин
Кардиограмма дня
В эфире
21:04
56 мин
Новости
Главные темы часа
22:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
22:30
3 мин
Поговори со мной
Мы боимся своего возраста: но в чем причина страха и как его побороть?
22:33
26 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Москва 91.2 FM
Москва 91.2 FM
Санкт-Петербург 91,5 FM
Калининград 94,7 FM
Севастополь 105,6 FM
Симферополь 102,3 FM
Улан-Удэ 102,8 FM
Псков 102,6 FM
Авторы
Авторский взгляд на события. Коротко и по делу.

Неправильная колея, или Какую скорость развивал "Сапсан" Николая I

© РИА Новости / Александр Уткин / Перейти в фотобанкЗдание Кругового паровозного депо Николаевской железной дороги
Здание Кругового паровозного депо Николаевской железной дороги
Читать в
Двадцать два часа: именно столько шел первый поезд из Санкт-Петербурга в Москву. Думаете, долго? С чем сравнивать. На своей упряжке получалось дней за шесть – но это если повезет с дорогой.

В этот день, …лет назад

Тринадцатого февраля 1842 года император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург – Москва. 

Вокруг нее сложилось много легенд. Первая из них: Николай начертил будущую дорогу на карте по линейке, но карандаш наткнулся на его палец и получился изгиб, который инженеры и воспроизвели, так сказать, на местности. Однако это не так. Изгиб был обусловлен технической необходимостью, связанной с маломощностью первых паровозов. Они не могли преодолеть подъем на Валдайскую возвышенность, которую и приходилось объезжать. Когда эта задача была решена, Николаевскую дорогу "выпрямили".

Вторая легенда – насчет пятифутовой ширины колеи, которая шире, чем в Европе. Многие думают, что это было сделано для того, чтобы вражеские поезда не могли проникнуть в Россию. Это тоже всего лишь легенда. Такую ширину колеи обосновал и ввел в эксплуатацию военный инженер Николай Осипович Крафт. Николаевская дорога строилась по весьма сложной местности – со множеством водоемов и рек, болот и трясин. И ширина железнодорожной колеи была выбрана для лучшей устойчивости вагонов на такой местности. На маршруте было возведено 278 инженерных сооружений: 8 больших мостов, 182 средних и малых моста, 69 труб и 19 путепроводов.

Третья легенда. О ней еще писал поэт Николай Алексеевич Некрасов в своем знаменитом стихотворении "Железная дорога":

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то все косточки русские…

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

"Ванечка" ничего не знал. И знать не мог никто. Статистики тогда и в заводе не было. Но есть кое-какие соображения. На стройку дороги попасть было нелегко – очереди выстраивались. Деньги платили хорошие, кормили до отвала. В год количество работающих составляло от 50 до 60 тысяч человек. Но опять же, напомню, дорога шла в основном по болотам. Днями работали по пояс в воде, жили в землянках. Антисанитария была жуткая. Поэтому не удивительно, что рабочие болели и тифом, и дизентерией. Но не больше, чем в других местностях. По подсчетам, ежегодно на строительстве дороги умирали 300-400 человек. А строительство велось 8 лет. Прямо скажем, с медициной и лечением болезней вообще в России дела обстояли очень плохо. Но есть интересная статистика. В 1890-х годах, то есть через 30 лет после строительства Николаевской дороги, смертность в России по той же холере или дизентерии была намного ниже, чем во Франции или Италии. Цифры на сей счет приведены в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. А этот словарь гордился своей объективностью…

Железная дорога протяженностью более 600 километров стала в то время самой длинной в мире. И главное – это был подлинный триумф русской инженерной мысли. Ее строили Павел Петрович Мельников, будущий первый министр путей сообщения, и, как уже говорилось, Крафт. И вот как странно сложилась их посмертная слава: Мельникову поставили памятник в Москве на площади трех вокзалов, а Крафту – ничего… 

Многие современники весьма скептически отнеслись поначалу к идее строительства железных дорог в России. Да и сама мысль о паровозе внушала панический страх. В этой связи вспоминаются выпады знаменитого острослова тех лет князя Александра Сергеевича Меншикова в отношении мероприятий Главного управления путей сообщения и публичных зданий (предшественник МПС). Когда строились Исаакиевский собор, постоянный мост через Неву и Николаевская железная дорога, князь говорил: "Достроенный собор мы не увидим, но увидят дети наши; мост мы увидим, но дети наши не увидят; а железной дороги ни мы, ни дети наши не увидят". К счастью, скептические пророчества князя Меншикова не сбылись.

Уже 13 ноября 1851 года из Санкт-Петербурга в Москву отправился первый пассажирский поезд. Он состоял из паровоза, тендера (вагона для перевозки запаса топлива – сначала это были дрова – и воды), пяти пассажирских и одного багажного вагона. Скорость – 40 километров в час. Время в пути от одной столицы до другой, включая время стоянок, – 21 час 45 минут. На ямских лошадях этот путь преодолевали минимум за 3 дня. А на "долгих"  (т.е. на своих лошадях)  выходило аж вдвое дольше. Рекорд установил опять же Николай I. В декабре 1833 года Пушкин написал в дневнике: "Вчера государь возвратился из Москвы, он приехал в 38 часов".

Так что первые паровозы с их скоростями – ни дать ни взять почти что "Сапсан"! Только с поправкой на технические возможности середины XIX века…

Сметная стоимость строительства железной дороги составляла 43 миллиона рублей серебром. Впрочем, как обычно, она была превышена. Но в данном случае цель оправдала средства. Уже с самого начала эксплуатации дорога стала приносить немалую прибыль.

После смерти Николая I дорога получила название Николаевской. А в 1923 году была переименована в Октябрьскую железную дорогу. Странно, конечно. Вроде бы история дороги началась в феврале, а не в октябре. Парадоксы времени…

Автор Владимир Бычков, радио Sputnik

Подписывайтесь на канал радио Sputnik в Telegram, чтобы у вас всегда было что почитать: злободневное, интересное и полезное.

А еще у радио Sputnik отличные паблики ВКонтакте и Facebook. А для любителей короткого, но емкого слова, — Twitter.

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
Главные темы часа. 00:00Успешная операция в ЛНР, новая площадь в Москве и "реальная" помощь НАТОЯ устал - я ухожу. Байден спасся бегством от неудобного вопросаПавел Пестель - автор самой радикальной декабристской программы "Русская правда".Главные темы часа. 01:00Хоккеист Федотов, московская интеллигенция, право на ребенка и киноКурская битваШенграбенский бой БагратионаГлавные темы часа. 02:00О природе ненависти к России: исторические корни и предпосылкиДуэль через платок и гусарская рулеткаЧто связывает Русь, Литву и татаро-монгольское иго?Главные темы часа. 03:00Технологический суверенитет, штраф для Гугл, бум китайских брендовГлавные темы часа. 04:00Байден не получит телеграмму, заявление Киссинджера и иранская сделкаЗаводилы равноправия: я все скажу, и пусть меня затопчет лошадьРоссийско-болгарские отношения, "война против журналистов" и визы в ГрециюГлавные темы часа. 05:00Англичанка спорит. Глава Форин-офиса впервые опровергла своего премьераВ этот день крепостной Павел Попов нашел первый в России алмазГлавные темы часа. 06:00Главные темы часа. 07:00Недружественные страны, остров Змеиный и обстрелы ДонецкаГлавные темы часа. 09:00Обстрелы Донецка, оспа обезьян и ситуация в ЕвропеГлавные темы часа. 12:00Без привязки к валюте: как компании будут формировать цены?Газовый кризис в ЕС: забастовки в Норвегии, рост цен и нехватка топливаГлавные темы часа. 12:30Блокадный анклав: когда Калининград вернется к нормальной жизни?На замену: в России появился список альтернатив иностранному ПОГлавные темы часа. 13:00Кризис в Шри-Ланке: причины, последствия и перспективыГлавные темы часа. 13:30Сенкаку или Дяоюйдао: о чем спорят КНР и Япония в Восточно-Китайском море?Главные темы часа. 14:00Работа профсоюзов, решение Верховного суда и представитель в ДНР и ЛНРГлавные темы часа. 15:00В НАТО хотят к себе Швецию и Финляндию. И побыстрееСтолкновение цивилизаций: воля честных против права сильныхГлавные темы часа. 15:30На северных рубежах. В Госдуме изучат денонсацию договора с НорвегиейIKEA хочет все распродать. Но сайт перестал работатьГлавные темы часа. 16:00Главные темы часа. 16:30Василий Колташов: стресс - главный двигатель экономического прогрессаГлавные темы часа. 17:00Обстрелы российских территорий и пытки военных в украинском пленуГлавные темы часа. 17:30В Польше взбунтовались против украинских беженцевГлавные темы часа. 18:00Крупная сделка в России, историческое падение евро и снижение цен на автоГлавные темы часа. 19:00Институт национальной памяти и комплекс "пострадатости"Главные темы часа. 20:00Роль России в мире, японские санкции, новая национализация и аборты в СШАГлавные темы часа. 21:00Онлайн-сервисы, турполиция, спортивные санкции и сомнения КиссинджераГлавные темы часа. 22:00Главные темы часа. 22:30Главные темы часа. 23:00Главные темы часа. 23:30Главные темы часа. 00:00Вера Фигнер - из дворян в революционеркиВсемирный день поцелуяГлавные темы часа. 01:00В это день родился Джордж Буш-младшийВласти нет, но вы держитесь: роковая ошибка последнего вождя ацтековГлавные темы часа. 02:00Болезнь роста. Байден поздравил нацию с проблемами в экономикеГлавные темы часа. 03:00Протоколы не мудрецов. Шведы и финны подписали документ о вступлении в НАТОГлавные темы часа. 04:00Алексей Путилов: хороший финансист и никудышный политикГлавные темы часа. 05:00Секретная операция "Скрепка"Главные темы часа. 06:00Главные темы часа. 07:00Вера в добро, Европа без России и будущее освобожденных территорийГлавные темы часа. 08:00Новый Улан-Батор, провокации Запада и разрушение основ старого мираГлавные темы часа. 08:30Захарова: кризисы создают Соединенные Штаты, а выходы ищут всем миромГлавные темы часа. 09:00Неправильная колея, или Какую скорость развивал "Сапсан" Николая I