Рейтинг@Mail.ru
Неправильная колея, или Какую скорость развивал "Сапсан" Николая I - Радио Sputnik, 13.02.2018
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Дневной ракурс
13:04
24 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
21:30
3 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
11:30
3 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Дневной ракурс
13:04
24 мин
Новости
13:30
3 мин
Дневной ракурс
13:33
12 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
14:45
1 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Дневной ракурс
16:04
12 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Итоги. Вечер
Ущерб от паводка регионам РФ, визит Блинкена в Китай, наказание за диверсии
18:04
54 мин
Узнать за 90 секунд
Мода или опасная игра: как Россия споткнулась на масонстве
18:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
19:00
4 мин
Итоги. Вечер
В эфире
19:04
54 мин
День в истории
Кавказские Минеральные Воды
19:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
20:00
4 мин
С точки зрения здравого смысла
В эфире
20:04
54 мин
Узнать за 90 секунд
Не укради – совесть замучает: как "великое ограбление" стало невеликим
20:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
21:00
4 мин
Комиссар исчезает
В эфире
21:04
54 мин
День в истории
Мы – веселые ребята, мы – ребята-октябрята
21:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
22:00
4 мин
Теория заблуждений
Последствия паводка, поставки Taurus Киеву и транш от ЕС
22:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
22:30
3 мин
Теория заблуждений
Переименования в Херсоне, надежды Киева на членство в ЕС и Гагаузия
22:33
24 мин
Узнать за 90 секунд
Папа, ты неправ: кого обидел Чехов в своей первой пародии
22:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
Поговори со мной
Карьера: с чего начинать и когда пора заканчивать
23:33
25 мин
День в истории
Создатель СМЕРШа
23:58
1 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Москва 91,2 FM
Москва 91,2 FM
Санкт-Петербург 91,5 FM
Волгоград 101,1 FM
Казань 105,8 FM
Калининград 87,7 FM
Киров 101,0 FM
Пермь 91,2 FM
Псков 102,6 FM
Самара 99,1 FM
Саратов 105,8 FM
Севастополь 105,6 FM
Симферополь 102,3 FM
Улан-Удэ 102,8 FM
Уфа 91,1 FM
Херсон 88,1 FM
Челябинск 99,5 FM
Якутск 103,6 FM
Авторы

Неправильная колея, или Какую скорость развивал "Сапсан" Николая I

© РИА Новости / Александр Уткин | Перейти в медиабанкЗдание Кругового паровозного депо Николаевской железной дороги
Здание Кругового паровозного депо Николаевской железной дороги
Читать в
Двадцать два часа: именно столько шел первый поезд из Санкт-Петербурга в Москву. Думаете, долго? С чем сравнивать. На своей упряжке получалось дней за шесть – но это если повезет с дорогой.

В этот день, …лет назад

Тринадцатого февраля 1842 года император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург – Москва. 

Вокруг нее сложилось много легенд. Первая из них: Николай начертил будущую дорогу на карте по линейке, но карандаш наткнулся на его палец и получился изгиб, который инженеры и воспроизвели, так сказать, на местности. Однако это не так. Изгиб был обусловлен технической необходимостью, связанной с маломощностью первых паровозов. Они не могли преодолеть подъем на Валдайскую возвышенность, которую и приходилось объезжать. Когда эта задача была решена, Николаевскую дорогу "выпрямили".

Вторая легенда – насчет пятифутовой ширины колеи, которая шире, чем в Европе. Многие думают, что это было сделано для того, чтобы вражеские поезда не могли проникнуть в Россию. Это тоже всего лишь легенда. Такую ширину колеи обосновал и ввел в эксплуатацию военный инженер Николай Осипович Крафт. Николаевская дорога строилась по весьма сложной местности – со множеством водоемов и рек, болот и трясин. И ширина железнодорожной колеи была выбрана для лучшей устойчивости вагонов на такой местности. На маршруте было возведено 278 инженерных сооружений: 8 больших мостов, 182 средних и малых моста, 69 труб и 19 путепроводов.

Третья легенда. О ней еще писал поэт Николай Алексеевич Некрасов в своем знаменитом стихотворении "Железная дорога":

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то все косточки русские…

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

"Ванечка" ничего не знал. И знать не мог никто. Статистики тогда и в заводе не было. Но есть кое-какие соображения. На стройку дороги попасть было нелегко – очереди выстраивались. Деньги платили хорошие, кормили до отвала. В год количество работающих составляло от 50 до 60 тысяч человек. Но опять же, напомню, дорога шла в основном по болотам. Днями работали по пояс в воде, жили в землянках. Антисанитария была жуткая. Поэтому не удивительно, что рабочие болели и тифом, и дизентерией. Но не больше, чем в других местностях. По подсчетам, ежегодно на строительстве дороги умирали 300-400 человек. А строительство велось 8 лет. Прямо скажем, с медициной и лечением болезней вообще в России дела обстояли очень плохо. Но есть интересная статистика. В 1890-х годах, то есть через 30 лет после строительства Николаевской дороги, смертность в России по той же холере или дизентерии была намного ниже, чем во Франции или Италии. Цифры на сей счет приведены в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. А этот словарь гордился своей объективностью…

Железная дорога протяженностью более 600 километров стала в то время самой длинной в мире. И главное – это был подлинный триумф русской инженерной мысли. Ее строили Павел Петрович Мельников, будущий первый министр путей сообщения, и, как уже говорилось, Крафт. И вот как странно сложилась их посмертная слава: Мельникову поставили памятник в Москве на площади трех вокзалов, а Крафту – ничего… 

Многие современники весьма скептически отнеслись поначалу к идее строительства железных дорог в России. Да и сама мысль о паровозе внушала панический страх. В этой связи вспоминаются выпады знаменитого острослова тех лет князя Александра Сергеевича Меншикова в отношении мероприятий Главного управления путей сообщения и публичных зданий (предшественник МПС). Когда строились Исаакиевский собор, постоянный мост через Неву и Николаевская железная дорога, князь говорил: "Достроенный собор мы не увидим, но увидят дети наши; мост мы увидим, но дети наши не увидят; а железной дороги ни мы, ни дети наши не увидят". К счастью, скептические пророчества князя Меншикова не сбылись.

Уже 13 ноября 1851 года из Санкт-Петербурга в Москву отправился первый пассажирский поезд. Он состоял из паровоза, тендера (вагона для перевозки запаса топлива – сначала это были дрова – и воды), пяти пассажирских и одного багажного вагона. Скорость – 40 километров в час. Время в пути от одной столицы до другой, включая время стоянок, – 21 час 45 минут. На ямских лошадях этот путь преодолевали минимум за 3 дня. А на "долгих"  (т.е. на своих лошадях)  выходило аж вдвое дольше. Рекорд установил опять же Николай I. В декабре 1833 года Пушкин написал в дневнике: "Вчера государь возвратился из Москвы, он приехал в 38 часов".

Так что первые паровозы с их скоростями – ни дать ни взять почти что "Сапсан"! Только с поправкой на технические возможности середины XIX века…

Сметная стоимость строительства железной дороги составляла 43 миллиона рублей серебром. Впрочем, как обычно, она была превышена. Но в данном случае цель оправдала средства. Уже с самого начала эксплуатации дорога стала приносить немалую прибыль.

После смерти Николая I дорога получила название Николаевской. А в 1923 году была переименована в Октябрьскую железную дорогу. Странно, конечно. Вроде бы история дороги началась в феврале, а не в октябре. Парадоксы времени…

Автор Владимир Бычков, радио Sputnik

Подписывайтесь на канал радио Sputnik в Telegram, чтобы у вас всегда было что почитать: злободневное, интересное и полезное.

А еще у радио Sputnik отличные паблики ВКонтакте и Facebook. А для любителей короткого, но емкого слова, — Twitter.

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала
Главные темы часа. 00:00Встреча глав России и Азербайджана, запрет ядерных испытаний, Иран в ЕАЭСДобавить масло в агонию. США на неделе возобновят транзит смерти на УкраинуГлавные темы часа. 01:00Злоупотребления в ЮНЕСКО, комплексы Patriot для Украины и конгрессмены СШАСущий Чад. Вслед за Нигером еще одна страна Африки грозит США изгнаниемМосковское наводнение 1908 годаГлавные темы часа. 02:00Мифы и вымыслы о Михаиле ЛермонтовеЛюблю отчизну я, но странною любовью!Герой 1812 года генерал Ермолов, "Лев Кавказа"Перестройка и гласностьГлавные темы часа. 03:00Планы Роскосмоса, спрос на кредиты и кнопочные телефоныРождение ТаганкиГлавные темы часа. 04:00Изъятие активов РФ, запрет российского СПГ, Си Цзиньпин в КазаниМолдавская оппозиция, оружие США в Польше и политика ЕСГлавные темы часа. 05:00Тема ПМЭФ-2024, польза санкций для бизнеса в РФ и запрет на поставки СПГГлавные темы часа. 06:00Медицинская династия: БоткиныГлавные темы часа. 07:00Допрос "Победы", помощь Киеву, скандал в WADA, реестр адвокатов и фейкиЗачарованные острова по центру Земли: как попасть в параллельный мирГлавные темы часа. 09:00Скандал с Turkish Airlines, доходы от нефти, реформа ДОСААФ, мобилизацияАй да евнух: второе китайское изобретение - что это было?Главные темы часа. 11:00Что происходит в Молдавии и зачем Польше ядерное оружие?Главные темы часа. 12:00Заявления главы Совфеда, обыски в Молдавии и 60-дневный безвиз для россиянГлавные темы часа. 12:30500 миллионов фунтов Киеву: не надорвется ли ВПК Британии?Что значит "нарубить бабла": тайная история виртуальных денегГлавные темы часа. 13:00БАМ: стройка векаГлавные темы часа. 13:30За помощь России: США пригрозили китайским банкамГлавные темы часа. 14:00Наводнение в Оренбуржье, почему гибнут дельфины в сетяхГлавные темы часа. 14:30Человек - угроза диким животным: чего нельзя делать ни в коем случаеЭлита и "собачья жизнь": как развлекались звезды Серебряного векаГлавные темы часа. 15:00Войска РФ получат системы нового поколения С-500Азербайджан отказывается от сотрудничества с Россией?Главные темы часа. 15:30Партнерство России и Китая: перспективы и трудностиУкраинские беженцы остались без документов"Бессмертный полк" пройдет без шествийГлавные темы часа. 16:00Главные темы часа. 16:30Будущее ХАМАС: раскол или объединение?Главные темы часа. 17:00Заявления Шойгу, фильм-расследование Прозорова и поддержка США КиеваГлавные темы часа. 17:30Разблокировка активов РФ, русский язык в Латвии и обыски в МолдавииГлавные темы часа. 18:00Угрозы РПЦ в Эстонии, санкции против банков КНР и рост ВВП экономики РФГлавные темы часа. 19:00Американская помощь Киеву, споры о Канте и развитие наукиГлавные темы часа. 20:00Как и чем жила белая эмиграция?Тында РидаГлавные темы часа. 21:00БРИКС и развитие молодого поколенияГлавные темы часа. 21:30Развитие межкультурных коммуникаций в БРИКСГлавные темы часа. 22:00Главные темы часа. 22:30Главные темы часа. 23:00Главные темы часа. 23:30Главные темы часа. 00:00Мы не рыбы. Рыбы немы. Папуа – Новая Гвинея нанесла Байдену ответный ударСоздатель СМЕРШаГлавные темы часа. 01:00Фальшивая нота Дуды. Президент Польши сыграл на ядерную провокациюКавказские Минеральные ВодыГлавные темы часа. 02:00Как американцы оккупировали РоссиюГлавные темы часа. 03:00Главные темы часа. 04:00Главные темы часа. 05:00Мы – веселые ребята, мы – ребята-октябрятаГлавные темы часа. 06:00Научная династия: КапицыДело замминистра обороны РФ, помощь Киеву, риски отдыха за границейГлавные темы часа. 08:00Атаки Киева на журналистов, гонка ядерных вооружений, скандал из-за КантаПоследний из стоиков: что завещал Марк АврелийГлавные темы часа. 09:00Возможность диверсий в России, ситуация на рынке труда, винные турыГлавные темы часа. 11:00Взыскание долгов по ЖКХ и аттестация адвокатовГлавные темы часа. 11:30Пересчет пенсий, вопросы прописки и дарения денегГлавные темы часа. 12:00Угроза ХХI века, дело против замминстра обороны РФ и отчет генпрокурораГлавные темы часа. 12:30СтандартНе укради – совесть замучает: как "великое ограбление" стало невеликимГлавные темы часа. 13:00Зачем нужно укрупнять регионы?Главные темы часа. 13:30БРИКС расширяетсяГлавные темы часа. 14:00Высокоскоростные магистрали: плюсы и минусыГлавные темы часа. 14:30Доллар в расчетах, айтишники на удаленке и СФ против незаконного метанолаВ эфиреПапа, ты неправ: кого обидел Чехов в своей первой пародииГлавные темы часа. 15:00Как помочь после паводков: ответ на совещании у ПутинаДеполитизированный газ? Европа снова закупает у РоссииГлавные темы часа. 15:30Блинкен везет в Китай "самое четкое предупреждение"Покорение Луны: что придумала Россия для высадки?Главные темы часа. 16:00Главные темы часа. 16:30Карьера: с чего начинать и когда пора заканчиватьГлавные темы часа. 17:00Последствия паводка, поставки Taurus Киеву и транш от ЕСПереименования в Херсоне, надежды Киева на членство в ЕС и ГагаузияГлавные темы часа. 18:00Неправильная колея, или Какую скорость развивал "Сапсан" Николая I