Рейтинг@Mail.ru
Неправильная колея, или Какую скорость развивал "Сапсан" Николая I - Радио Sputnik, 13.02.2018
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
11:30
3 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
20:30
3 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
11:30
3 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Без дураков. С Кириллом Вышинским
Атака БПЛА по Москве, "контрнаступ" Киева, госизменник Зеленский
17:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
17:30
3 мин
Без дураков. С Кириллом Вышинским
Безопасность государственная и личная, киевский "контрнаступ"
17:33
25 мин
День в истории
День феминизма
17:59
1 мин
Новости
Главные темы часа
18:00
4 мин
Холмогорская резьба
Заявления Путина, война против Вучича, скандал на истфаке СПбГУ
18:04
54 мин
Узнать за 90 секунд
Зачарованные острова по центру Земли: как попасть в параллельный мир
18:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
19:00
4 мин
Допрос Вассермана
В эфире
19:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
19:30
3 мин
Допрос Вассермана
В эфире
19:33
25 мин
День в истории
Ходынская катастрофа
19:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
20:00
4 мин
Починяем примус с Евгением Примаковым
В эфире
20:04
54 мин
Узнать за 90 секунд
Не укради – совесть замучает: как "великое ограбление" стало невеликим
20:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
21:00
4 мин
В моменте
В эфире
21:04
54 мин
День в истории
Первый номер французской La Gazette
21:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
22:00
4 мин
Прямой эфир
Тайконавты на орбите: чем примечателен запуск "Шэньчжоу-16"
22:04
11 мин
Прямой эфир
Таких объемов никогда не было. В России выросло производство алкоголя
22:15
13 мин
Новости
Главные темы часа
22:30
3 мин
Визави с миром
Выборы Эрдогана: изменится ли политика Турции в отношении России и Украины?
22:33
24 мин
Узнать за 90 секунд
Мода или опасная игра: как Россия споткнулась на масонстве
22:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
День в истории
День феминизма
23:59
1 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Москва 91,2 FM
Москва 91,2 FM
Санкт-Петербург 91,5 FM
Казань 105,8 FM
Киров 101,0 FM
Пермь 91,2 FM
Псков 102,6 FM
Саратов 105,8 FM
Севастополь 105,6 FM
Симферополь 102,3 FM
Улан-Удэ 102,8 FM
Уфа 91,1 FM
Херсон 88,1 FM
Челябинск 99,5 FM
Якутск 103,6 FM
Авторы

Неправильная колея, или Какую скорость развивал "Сапсан" Николая I

© РИА Новости / Александр Уткин | Перейти в медиабанкЗдание Кругового паровозного депо Николаевской железной дороги
Здание Кругового паровозного депо Николаевской железной дороги
Читать в
Двадцать два часа: именно столько шел первый поезд из Санкт-Петербурга в Москву. Думаете, долго? С чем сравнивать. На своей упряжке получалось дней за шесть – но это если повезет с дорогой.

В этот день, …лет назад

Тринадцатого февраля 1842 года император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург – Москва. 

Вокруг нее сложилось много легенд. Первая из них: Николай начертил будущую дорогу на карте по линейке, но карандаш наткнулся на его палец и получился изгиб, который инженеры и воспроизвели, так сказать, на местности. Однако это не так. Изгиб был обусловлен технической необходимостью, связанной с маломощностью первых паровозов. Они не могли преодолеть подъем на Валдайскую возвышенность, которую и приходилось объезжать. Когда эта задача была решена, Николаевскую дорогу "выпрямили".

Вторая легенда – насчет пятифутовой ширины колеи, которая шире, чем в Европе. Многие думают, что это было сделано для того, чтобы вражеские поезда не могли проникнуть в Россию. Это тоже всего лишь легенда. Такую ширину колеи обосновал и ввел в эксплуатацию военный инженер Николай Осипович Крафт. Николаевская дорога строилась по весьма сложной местности – со множеством водоемов и рек, болот и трясин. И ширина железнодорожной колеи была выбрана для лучшей устойчивости вагонов на такой местности. На маршруте было возведено 278 инженерных сооружений: 8 больших мостов, 182 средних и малых моста, 69 труб и 19 путепроводов.

Третья легенда. О ней еще писал поэт Николай Алексеевич Некрасов в своем знаменитом стихотворении "Железная дорога":

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то все косточки русские…

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

"Ванечка" ничего не знал. И знать не мог никто. Статистики тогда и в заводе не было. Но есть кое-какие соображения. На стройку дороги попасть было нелегко – очереди выстраивались. Деньги платили хорошие, кормили до отвала. В год количество работающих составляло от 50 до 60 тысяч человек. Но опять же, напомню, дорога шла в основном по болотам. Днями работали по пояс в воде, жили в землянках. Антисанитария была жуткая. Поэтому не удивительно, что рабочие болели и тифом, и дизентерией. Но не больше, чем в других местностях. По подсчетам, ежегодно на строительстве дороги умирали 300-400 человек. А строительство велось 8 лет. Прямо скажем, с медициной и лечением болезней вообще в России дела обстояли очень плохо. Но есть интересная статистика. В 1890-х годах, то есть через 30 лет после строительства Николаевской дороги, смертность в России по той же холере или дизентерии была намного ниже, чем во Франции или Италии. Цифры на сей счет приведены в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. А этот словарь гордился своей объективностью…

Железная дорога протяженностью более 600 километров стала в то время самой длинной в мире. И главное – это был подлинный триумф русской инженерной мысли. Ее строили Павел Петрович Мельников, будущий первый министр путей сообщения, и, как уже говорилось, Крафт. И вот как странно сложилась их посмертная слава: Мельникову поставили памятник в Москве на площади трех вокзалов, а Крафту – ничего… 

Многие современники весьма скептически отнеслись поначалу к идее строительства железных дорог в России. Да и сама мысль о паровозе внушала панический страх. В этой связи вспоминаются выпады знаменитого острослова тех лет князя Александра Сергеевича Меншикова в отношении мероприятий Главного управления путей сообщения и публичных зданий (предшественник МПС). Когда строились Исаакиевский собор, постоянный мост через Неву и Николаевская железная дорога, князь говорил: "Достроенный собор мы не увидим, но увидят дети наши; мост мы увидим, но дети наши не увидят; а железной дороги ни мы, ни дети наши не увидят". К счастью, скептические пророчества князя Меншикова не сбылись.

Уже 13 ноября 1851 года из Санкт-Петербурга в Москву отправился первый пассажирский поезд. Он состоял из паровоза, тендера (вагона для перевозки запаса топлива – сначала это были дрова – и воды), пяти пассажирских и одного багажного вагона. Скорость – 40 километров в час. Время в пути от одной столицы до другой, включая время стоянок, – 21 час 45 минут. На ямских лошадях этот путь преодолевали минимум за 3 дня. А на "долгих"  (т.е. на своих лошадях)  выходило аж вдвое дольше. Рекорд установил опять же Николай I. В декабре 1833 года Пушкин написал в дневнике: "Вчера государь возвратился из Москвы, он приехал в 38 часов".

Так что первые паровозы с их скоростями – ни дать ни взять почти что "Сапсан"! Только с поправкой на технические возможности середины XIX века…

Сметная стоимость строительства железной дороги составляла 43 миллиона рублей серебром. Впрочем, как обычно, она была превышена. Но в данном случае цель оправдала средства. Уже с самого начала эксплуатации дорога стала приносить немалую прибыль.

После смерти Николая I дорога получила название Николаевской. А в 1923 году была переименована в Октябрьскую железную дорогу. Странно, конечно. Вроде бы история дороги началась в феврале, а не в октябре. Парадоксы времени…

Автор Владимир Бычков, радио Sputnik

Подписывайтесь на канал радио Sputnik в Telegram, чтобы у вас всегда было что почитать: злободневное, интересное и полезное.

А еще у радио Sputnik отличные паблики ВКонтакте и Facebook. А для любителей короткого, но емкого слова, — Twitter.

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
Главные темы часа. 00:00История Дербента, его легенды и достопримечательности"Закрытые врата". Дербент и его роль в истории РоссииВозвращение КупринаАрест писателя Кнута ГамсунаГлавные темы часа. 01:00Российская Арктика сегодня: Севморпуть, шельфы, ресурсы и экологияСоздатель "Человека, который был Четвергом"Философ Освальд ШпенглерГлавные темы часа. 02:00"Самая удачная" трата США, мирный план Китая и напряженность в КосовеАтака украинской ДРГ на Белгородскую область, угрозы и провокации КиеваЯнина ЖеймоГлавные темы часа. 03:00Почему закон и порядок не могут быть одинаковыми для всех? Часть перваяПочему закон и порядок не могут быть одинаковыми для всех? Часть втораяГлавные темы часа. 04:00Кого предпочтут во главе Турции ее иностранные партнеры?Мифы и реальность: главные стереотипы об АфрикеГлавные темы часа. 05:00Какими будут новые отношения России с Африкой?Библейские сюжеты и вау-пейзажи. Иордания отмечает День независимостиГлавные темы часа. 06:00Табуле, ботвинья, паста с базиликом чесноком, оливками и каперсамиКак говорить о чувствах? И нужно ли?Сундук с сокровищами: кремлевская тайна на пятиметровой глубинеГлавные темы часа. 07:00Будущее Турции, дело Грэма, спутник КНДР, лучшее из СССР и правила парковкиТайна "Белой горы": как сапотеки обманули конкистадоровГлавные темы часа. 09:00Розыск сенатора США, выборы в Турции и "дружба" между странамиЧетвероногие талисманы – секрет успеха Леонида ГайдаяГлавные темы часа. 11:00Корь: лучше защититься вовремяГлавные темы часа. 11:30Вся правда о вакцинации детейГлавные темы часа. 12:00Зачем ЦАР нужна российская военная база?Patriot в Молдавии: как Кишенев будет бороться с пропагандой?Главные темы часа. 12:30НАТО усилило миссию в Косово: смогут ли Белград и Приштина договориться?Вселенский потоп: как московские реки стали подземнымиГлавные темы часа. 13:00Запрет снят: закон о проведении выборах в регионах с военным положениемВлиятельная Россия: Варшава ищет россиян, которые вредили странеГлавные темы часа. 13:30Купи сейчас – плати потом. ЦБ хочет урегулировать рынок рассрочкиГлавные темы часа. 14:00Евгений Примаков о Ближнем Востоке, Африке и работе с молодежьюГлавные темы часа. 14:30Глава Россотрудничества об агентстве, гуманитарных миссиях и Е.М. ПримаковеНе только яблоки: деревенская жизнь Исаака НьютонаГлавные темы часа. 15:00Переход на торговлю в нацвалютах и итальянский бизнес в РоссииГлавные темы часа. 15:30Канада – чемпион, а Россия – в топ-3 в Международной федерации хоккеяОт обучения до сертификации: в РЭЦ рассказали, зачем бизнесу "Мой экспорт"Главные темы часа. 16:00Главные темы часа. 16:30"Русская сила". Современные доспехи для бойцов и техникиГлавные темы часа. 17:00Переизбрание Эрдогана и ответ России на поставки истребителей КиевуГлавные темы часа. 17:30Перспективы зерновой сделки, польские санкции и давление на ВенгриюГлавные темы часа. 18:00Контрнаступ ВСУ, американские наемники на Украине и "пряник" для ЗеленскогоГлавные темы часа. 19:00Отношения Москвы и Анкары при Эрдогане и Чемпионат мира по хоккею без РФГлавные темы часа. 20:00Михаил Скобелев: генерал, не потерпевший ни одного пораженияГлавные темы часа. 20:30Александр Суворов: мифы о полководце и факты историиГлавные темы часа. 21:00Правила работы криптобирж, подстава от ChatGPT и запуск RuStoreГлавные темы часа. 22:00Вучич обратился к гражданам Сербии на фоне беспорядков в КосовеОт детской песенки до бетонной лесенки: победы и провалы Томаса ЭдисонаГлавные темы часа. 22:30Трудно быть самородком: кулибинские штучкиГлавные темы часа. 23:00Главные темы часа. 23:30Главные темы часа. 00:00Ходынская катастрофаСвятой князь Александр НевскийГлавные темы часа. 01:00Победа на классе. Эрдоган стал трехкратным президентом ТурцииПервый номер французской La GazetteГлавные темы часа. 02:00Отскочили. США повысят лимит госдолгаДень феминизмаВ моркови все прекрасно: и вкус, и цвет, и корнеплод, и ботваГлавные темы часа. 03:00Главные темы часа. 04:00Главные темы часа. 05:00Главные темы часа. 06:00Последний из стоиков: что завещал Марк АврелийГлавные темы часа. 07:00Ситуация в Сербии, давление на Зеленского и воспоминания об СССРАй да евнух: второе китайское изобретение - что это было?Главные темы часа. 09:00Киевские беспилотники, китайские автомобили и МРОТЗачарованные острова по центру Земли: как попасть в параллельный мирГлавные темы часа. 11:00Главные темы часа. 11:30Главные темы часа. 12:00В Минобороны налет дронов на Москву назвали терактомОбострение в Косово: о чем Вучич говорил с дипломатами?Главные темы часа. 12:30Тайконавты на орбите: чем примечателен запуск "Шэньчжоу-16"Не укради – совесть замучает: как "великое ограбление" стало невеликимГлавные темы часа. 13:00Атака дронов: как российское ПВО борется с беспилотниками?Министр обороны Китая отказался встречаться с американским коллегойГлавные темы часа. 13:30В Роснефти назвали сумму дивидендов за 2022 годГлавные темы часа. 14:00Главные темы часа. 14:30Мода или опасная игра: как Россия споткнулась на масонствеГлавные темы часа. 15:00Теракт: Шойгу и Песков прокомментировали атаку беспилотников на МосквуФранцузские власти заимствуют худший советский опытГлавные темы часа. 15:30Таких объемов никогда не было. В России выросло производство алкоголяРЭЦ: нас ждет напряженная борьба за звание лучшего экспортера страныГлавные темы часа. 16:00Главные темы часа. 16:30Выборы Эрдогана: изменится ли политика Турции в отношении России и Украины?Главные темы часа. 17:00Неправильная колея, или Какую скорость развивал "Сапсан" Николая I