Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
07:30
3 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
08:30
3 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
09:30
3 мин
Новости
10:00
4 мин
Новости
10:30
3 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
11:30
3 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
21:30
3 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Новости
00:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
01:00
4 мин
Прямой эфир
Оборотни в посольствах: почему дипломаты становятся преступниками?
01:04
24 мин
На грани
Получат по каске. Германия отправит Украине 5 тысяч железных шлемов
01:29
4 мин
Актуально
Эксперт: санкциями против Путина США сами себя загонят в угол
01:33
1 мин
Подкасты - Радио Sputnik
Афганистан: судьба страны и судьбы людей
01:34
26 мин
Новости
Главные темы часа
02:00
4 мин
Прямой эфир
Секрет виртуоза: как стать Моцартом 21 века
02:04
24 мин
Акценты
Положили на бумагу. США и НАТО отписались от дипломатии
02:29
4 мин
Прямой эфир
Как стать Моцартом 21 века. Продолжение
02:33
10 мин
Актуально
Эксперт о личном участии Байдена в составлении ответа США на предложения РФ
02:44
1 мин
Интервью
Ученые возвращаются на родину. Как это происходит во всем мире
02:45
14 мин
Новости
Главные темы часа
03:00
4 мин
Слышали новость?
Игорь Молотов. Ответ НАТО, ситуация на Украине и судьба "Севпотока-2"
03:04
36 мин
На грани
Получат по каске. Германия отправит Украине 5 тысяч железных шлемов
03:40
4 мин
Актуально
Хорошая мина при плохой игре. Эксперт о тактике США
03:43
1 мин
День в истории
Историк Василий Ключевский
03:44
1 мин
Русский устный
За кукушку бьют в макушку
03:45
3 мин
Интервью
Ничего не чувствую: что такое алекситимия и почему она есть у каждого
03:48
11 мин
Новости
Главные темы часа
04:00
4 мин
Прямой эфир
Оборотни в посольствах: почему дипломаты становятся преступниками?
04:04
24 мин
Актуально
Чем грозит нарушение Украиной Минских договоренностей? Мнение эксперта
04:29
1 мин
Теория заблуждений
Причины развала СССР, о которых не вспоминают
04:30
22 мин
Акценты
Положили на бумагу. США и НАТО отписались от дипломатии
04:52
4 мин
День в истории
Писатель Валентин Катаев
04:56
1 мин
Русский устный
Почему насобачиться лучше собачиться
04:57
3 мин
Новости
Главные темы часа
05:00
4 мин
Прямой эфир
Секрет виртуоза: как стать Моцартом 21 века
05:04
24 мин
На грани
Получат по каске. Германия отправит Украине 5 тысяч железных шлемов
05:28
4 мин
Прямой эфир
Как стать Моцартом 21 века. Продолжение
05:32
10 мин
Актуально
Эксперт: санкциями против Путина США сами себя загонят в угол
05:42
1 мин
Русский устный
Головешка и головёшка
05:44
1 мин
День в истории
Историк Василий Ключевский
05:45
1 мин
Интервью
А рога-то не настоящие! Украшали ли викинги свои шлемы бычьей гордостью?
05:46
13 мин
Новости
Главные темы часа
06:00
4 мин
Слышали новость?
Игорь Молотов. Ответ НАТО, ситуация на Украине и судьба "Севпотока-2"
06:04
36 мин
Актуально
Эксперт о личном участии Байдена в составлении ответа США на предложения РФ
06:40
1 мин
Акценты
Положили на бумагу. США и НАТО отписались от дипломатии
06:41
4 мин
Интервью
Ученые возвращаются на родину. Как это происходит во всем мире
06:45
14 мин
Новости
Главные темы часа
07:00
4 мин
Прямой эфир
Оборотни в посольствах: почему дипломаты становятся преступниками?
07:04
24 мин
День в истории
Писатель Валентин Катаев
07:29
1 мин
Новости
Главные темы часа
07:30
3 мин
Домино
Город, с которого начался Холокост в России
07:33
25 мин
Актуально
Хорошая мина при плохой игре. Эксперт о тактике США
07:59
1 мин
Новости
Главные темы часа
08:00
4 мин
Свежее утро
В эфире
08:04
26 мин
Прямой эфир
Еврокомиссия решила уничтожить дешевую еду в ЕС
08:19
13 мин
Новости
Главные темы часа
08:30
3 мин
Исторический календарь
Историк Ключевский и автор идеи "Двенадцати стульев"
08:33
10 мин
Актуально
Чем грозит нарушение Украиной Минских договоренностей? Мнение эксперта
08:43
1 мин
Русский устный
Слово фантики появилось в словарях только XXI веке?
08:44
3 мин
Интервью
Теория Хофстеда: креативность как культурный код
08:47
12 мин
Новости
Главные темы часа
09:00
4 мин
Свежее утро
В эфире
09:04
26 мин
Новости
Главные темы часа
09:30
3 мин
Кошелек
Ставка ФРС, спрос на обмен валюты и новый налоговый вычет
09:33
11 мин
Интервью
Клеймо, оберег, статус: зачем наши далекие предки делали татуировки?
09:45
15 мин
Новости
Главные темы часа
10:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
10:04
26 мин
Новости
Главные темы часа
10:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
10:33
12 мин
Интервью
Антидепрессанты. Пить или не пить? Вот в чем вопрос!
10:46
14 мин
Новости
Главные темы часа
11:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
11:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
11:33
12 мин
Новости
Главные темы часа
12:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
12:30
3 мин
Новости
Главные темы часа
13:00
4 мин
Живая природа с Эдгардом Запашным
В эфире
13:04
26 мин
Новости
Главные темы часа
13:30
3 мин
Живая природа с Эдгардом Запашным
В эфире
13:33
12 мин
Новости
Главные темы часа
14:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
14:30
3 мин
Новости
Главные темы часа
15:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
15:30
3 мин
Новости
Главные темы часа
16:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
16:04
3 мин
Прямой эфир
В эфире
16:07
23 мин
Новости
Главные темы часа
16:30
3 мин
Новости
Главные темы часа
17:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
17:30
3 мин
Новости
Главные темы часа
18:00
4 мин
Слышали новость?
В эфире
18:05
40 мин
Новости
Главные темы часа
19:00
4 мин
Кардиограмма дня
В эфире
19:04
3 мин
Кардиограмма дня
В эфире
19:08
22 мин
Новости
Главные темы часа
19:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
19:33
12 мин
Новости
Главные темы часа
20:00
4 мин
Кардиограмма дня
В эфире
20:04
41 мин
Новости
Главные темы часа
21:00
4 мин
Кардиограмма дня
В эфире
21:04
26 мин
Новости
Главные темы часа
21:30
3 мин
Кошелек
В эфире
21:33
12 мин
Новости
Главные темы часа
22:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
22:30
3 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Сказано в эфире

Алексей Федорченко: у меня не было желания снять фильм о войне

© РИА Новости / Екатерина Чеснокова / Перейти в фотобанкРежиссер Алексей Федорченко на премьере своего фильма "Война Анны" в рамках 29-го Открытого Российского кинофестиваля "Кинотавр" в Сочи. 3 июня 2018
Режиссер Алексей Федорченко на премьере своего фильма Война Анны в рамках 29-го Открытого Российского кинофестиваля Кинотавр в Сочи. 3 июня 2018
Читать в
Автор нашумевших "Овсянок" и "Ангелов революции" Алексей Федорченко представил свой новый фильм "Война Анны". О поиске историй и образов в кино режиссер рассказал в интервью радио Sputnik после показа фильма на фестивале "Кинотавр".

Алексей Федорченко живет и снимает кино в Екатеринбурге. Его новый фильм "Война Анны" рассказывает о девочке, которая чудом выжила после расстрела всей ее семьи и прячется в камине украинской школы, ставшей комендатурой на время фашисткой оккупации. Анна наблюдает за войной и жизнью из своего укрытия, зритель наблюдает за ней. Сценарий был написан на основе реальной истории, найденной режиссером в интернете. Роль Анны сыграла шестилетняя Марта Козлова, за весь фильм она не произносит ни слова. О съемках фильма и о поиске новых образов в кино Алексей Федорченко рассказал в интервью радио Sputnik.

– В последнее время мы привыкли, что фильмы о войне снимаются в жанре боевиков или детективов. У вас получилась совершенно другая история.

– У меня не было желания снять фильм о войне. С научной, киноведческой точки зрения была идея снять фильм в закрытом пространстве. У меня была клаустрофобия, я боялся всего этого. Для меня высшим пилотажем стал фильм "Погребенный заживо", когда камера не выходит из гроба, все снимается внутри, режиссер держит и держит события, возникает напряжение. Я думал, как это можно сделать. Или еще фильм "Лифт", когда все происходит в одном пространстве, отношения между людьми. Это предыстория. Все шло оттуда, когда через локальную камерную сцену в закрытом пространстве получается выйти на планетарный уровень.

– Исполнительница главной роли Марта в жизни выглядит очень застенчивой, есть такое? Она совсем не похожа на свою героиню –  маленькую девочку с взрослым лицом.

– Она в жизни совершенно другая: нежная, чистая, тонкая, веселая, простая, прекрасная. Я сначала увидел ее фотографию, потом встретился с ней и немножко расстроился – ничего общего между Мартой в жизни и Мартой на фотографии не было. Я немного напрягся и стал делать дополнительный кастинг, но потом удостоверился, что решение правильное. Вот посмотрите (показывает фотографию в телефоне). Ей здесь пять лет, а лицо абсолютно другое. Она сейчас младше, по-моему, чем была. 

– Сложно было доставать ее из детского мира?

– Да нет, она прекрасно работала, а сейчас я не знаю, как с ней работать –  она стала более детская что ли. Она работала, как взрослая актриса. Что-то подсказывала, вжилась в роль, говорила – Анна так не поступила бы. 

–  Вы рассказывали историю про помидоры, которые Марта не любит, и поэтому она отказывалась сниматься в сцене, где ей нужно съесть помидор. Как вы ее уговорили? 

– Я уговаривал. Не только я, но и вся группа. В итоге мы напичкали помидор сиропом, она его съела. Но в кадре, конечно, если вы разглядите этот кадр, она с таким отвращением ест помидор, хотя должна с вожделением его есть – это первая пища за много дней. Она все-таки брезгливо к нему относится. 

– Во временном смысле тема войны все дальше от нас, мы все чаще слышим о ней в пересказах вторых, третьих лиц. Нет ли у вас ощущения, что она может превратиться в миф и стать историей об истории? 

– Она уже стала. Для попсового кино, для телевизора удобнее пользоваться штампами. Люди не изучают материалы, они смотрят какие-то фильмы, для них главные слова – это референсы и фокус-группы. Фокус-группа ориентируется на вчерашнее кино, и она ждет вчерашнего кино. Когда ты делаешь референс, то ты делаешь так, как кто-то делал, то есть тоже ориентируешься на вчерашнее кино. У меня на площадке запрещены эти слова. Даже отборщики фестивалей воспринимают новое кино, ориентируясь на свою базу насмотренности. Они ждут новое кино таким, как они себе его представляют. 

Вы попали в конкурс Роттердамского фестиваля, затем на  "Кинотавр". Получается, вы угадываете желания отборщиков фестивалей?

– Нет, не угадываю, и они никогда не угадают то, что я буду делать в следующий раз. И этим я интересен. И себе тоже. 

– У вас много подлинных деталей в фильме. Где вы их находите и как собираете? 

– Я отношусь к фильму как к научно-исследовательской работе. Режиссерскому сценарию предшествует огромная исследовательская работа – в документах, архивах, фотографиях того времени. У меня редко бывают придуманные кадры, фактически все мои истории – документальные. Они приобретают уровень сказки за счет насыщения фантастическими реальными деталями. Мы ленивые и не интересуемся историей, мы ориентируемся на школу и фильмы. А вот когда начинаешь изучать, то находишь миллион удивительных, фантастических образов, предметов, событий, лиц, историй, которые просто надо поднять и сделать. Это очень просто.

Что вы нашли для этого фильма? 

– Все (смеется).

– Собирали книги… 

– Да не то чтобы собирал, взял и купил украинские учебники 30-40-х годов, в них были настоящие гербарии. Настоящие предметы старой школы. Мы собирали по каким-то музеям, деревенским школам. Самое классное – это когда предмет является "кадрообразующим" или "сценообразующим", то есть предмет не просто стоит на месте, а важен как арт-объект. Когда появляется в кадре, условно говоря, заспиртованная змея, она за собой вытаскивает сцену. Или я нахожу свастику-печенье, и она рождает сцену как бы фантастическую, но абсолютно реальную и документальную.

– Что у вас первоначально – предмет или сцена? 

– Главное – сцена. В сцене должен быть арт-объект, им может быть предмет, актер, звук. 

– Как река в фильме "Овсянки", например?

– Да, желательно, чтобы арт-объект был один, край – два. Если это  понтонный мост, который колышет река (как в фильме "Овсянки" – ред.), то больше ничего не надо. У меня много символов в картине, но я с ними сам борюсь. Когда есть актер с удивительной паузой, удивительной мимикой, то все – ничего больше не надо. Кадр собран, сцена есть, не надо ее перенасыщать избыточными смыслами.

– Вы, условно, после "докрашиваете" картинку современными техническими средствами?  

– Я стараюсь их использовать как можно меньше. Мне сейчас, как и всем, приелось кино как мультик, когда можно все нарисовать. И классно, когда ты минимальными киносредствами можешь передать эмоции и рассказать сложную историю. Для меня это важно, и я стараюсь, чтобы компьютерной графики было как можно меньше, только там, где совсем невозможно сделать или спрятать, тогда я пользуюсь ей.

– Для фильма был организован краудфандинг, деньги довольно быстро собрали. Вас это удивило или вы были уверены в успехе?

– Дело  в том, что мы собирали деньги, продюсеры собирали, когда кино было практически готово. Мы работали со звуком, и нужно было закрыть какие-то дыры. Уже было понятно, что не стыдно собирать деньги на эту историю. Обычно мне стыдно. Я никогда не собирал на свои фильмы, мне кажется, что… ну что я буду на свое удовольствие просить денег у народа. Есть много больных детей, которым важнее помочь, чем мне. Поэтому я никогда этим не занимался. Я очень благодарен тем, кто дал деньги. Самый трогательный для меня был момент, когда бабушка, которая снималась в массовке нового фильма, услышала, как обсуждали краудфандинг, и из своих денег, не знаю, сколько она получила, пятьсот рублей дала на фильм. 

– Один из ваших документальных фильмов, который вы сейчас снимаете, посвящен Свердловской киностудии. Что сейчас там происходит, в каком она состоянии? 

– Свердловская киностудия фактически не существует как  кинопроизводящая организация. Это некий околокиношный центр, там устраивают экскурсии, есть киношколы, проводят какие-то встречи, то есть такой центр для молодежи, которая хочет заниматься кино. Но кино они не производят. Мой фильм посвящен не столько киностудии, он о российском кинопроизводстве середины 90-х годов. Я тогда работал на киностудии, был заместителем директора по экономике. И я пережил самые сложные времена российского кинопроизводства, когда все студии умерли в один год, начиная от московских и заканчивая всеми провинциальными студиями. Но поскольку я был в центре событий, то много знаю подробностей – удивительных, страшных. Тогда они были страшными и реально опасными для жизни. А сейчас это воспринимается как комедия, и я снимаю комедию. Съемки только начались, пока я снял штук пятнадцать интервью. Вся работа впереди. 

– Наверное, у вас были предложения переехать жить и работать в другой город. Почему вы остались и остаетесь в Екатеринбурге? 

– Мне там комфортно. Москва для меня большая, я приезжаю в Москву и сижу в гостинице. Как Марта в камине. Смысла не вижу переезжать – в Москве слишком много людей, и слишком много людей, которые кино занимаются. Есть интернет и самолет, можно снимать кино где угодно. Можно жить в деревне и снимать кино в Австралии. Мне мешала столица для кино. Да она всем мешает, как там можно что-то снимать, я не понимаю. Все приезжают снимать к нам или в Минск, Киев. У меня очень хорошая площадка, классная группа, шутки, любовь бесконечная. Актеры не хотят уезжать – такая забота вокруг них, здесь, в Москве, они не встречают такого, уже забыли про это. Приходит московский оператор, не скажу кто, и разговаривает матом на площадке, а у нас нет. У меня запрещено. На пятый день никто не матерится, попадают в нирвану, в другой мир. В Москве такое невозможно сделать, другой ритм. Я стараюсь не гнать, работаю в удовольствие. Я могу ничего не делать, потому что все придумано, все проговорено, все подготовлено –  режиссерский сценарий, раскадровка. Но если меня нет на площадке, все по-другому. 

Ничего не работает?

– Работает. Все будет хорошо, но мне не нравится. Я должен быть на площадке. Мистическая какая-то вещь независимо ни от чего. Кино – это режиссерское дело, должен быть человек, который держит всю группу в голове, все в голове. Он может ни слова не сказать, но если у него какой-то есть образ в голове, вот он – режиссер. И кино будет.

У радио Sputnik отличный паблик в Facebook, а для тех, кто предпочитает отечественное, — "ВКонтакте".

Есть еще Twitter, где все кратко, но емко. Обещаем!

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
Не только "Киберпонедельник". Россиянам рассказали о зимних скидкахПутин: наш долг – сохранить правду о Второй мировой войнеВ Израиле почтили память жертв блокады ЛенинградаСтолкновения на границе Киргизии и Таджикистана возобновилисьГермания "выпадает". Эксперт о заявлении главы МИД ФРГ по "Севпотоку-2"Число пострадавших на границе Киргизии и Таджикистана увеличилось до 17"Об этом нельзя говорить вслух". Политолог об отношении немцев к КрымуСтала известна стоимость транзита российского газа через БелоруссиюВ Великобритании рассказали о новой разновидности "омикрона"Первый полет ударного беспилотника "Сириус" состоится в маеЧеловек погиб после инцидента на границе Киргизии и ТаджикистанаЧисло пострадавших на границе Киргизии и Таджикистана выросло до шестиУкраина заявила об испытании своего "главного оружия"Постпред РФ заявил о подготовке Киевом вооруженных провокаций в ДонбассеГенсек ОДКБ призвал Киргизию и Таджикистан прекратить стрельбу на границеНазваны темы разговора Зеленского с БайденомМэр Липецка не нашла цензурных слов для коммунальщиковВ приграничной с Таджикистаном области Киргизии сформировали оперштабЭксперт предсказал падение цены на нефть к концу годаРегулятор ЕС рекомендовал одобрить таблетки от Pfizer для лечения COVID-19