Рейтинг@Mail.ru
Подняться в небо: обойдемся без самолета - Радио Sputnik, 04.06.2019
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
11:30
3 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
18:30
3 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
20:30
3 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
21:30
3 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
Пятница с Тиграном Кеосаяном
В эфире
09:04
114 мин
Узнать за 90 секунд
Тот, кто нам мешает, тот нам и поможет: как изобреталось шампанское
10:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
11:00
4 мин
Без дураков. С Кириллом Вышинским
В эфире
11:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
11:30
3 мин
Без дураков. С Кириллом Вышинским
В эфире
11:33
25 мин
День в истории
Итальянский поход Суворова
11:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
12:00
4 мин
Дневной ракурс
В эфире
12:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
12:30
3 мин
Дневной ракурс
В эфире
12:33
25 мин
Узнать за 90 секунд
Перемешать, но не взбалтывать: как придумать новый язык
12:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
13:00
4 мин
Дневной ракурс
В эфире
13:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
13:30
3 мин
Дневной ракурс
В эфире
13:33
12 мин
День в истории
Чернобыльская катастрофа и нынешние атаки на ЗАЭС
13:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
14:00
4 мин
Профилактика с Геннадием Онищенко
В эфире
14:04
54 мин
Узнать за 90 секунд
Венерина загадка: где твои руки, "Прекраснейшая"?..
14:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
15:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
15:04
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:07
21 мин
Новости
Главные темы часа
15:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:33
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:36
22 мин
День в истории
Установление Дня Победы
15:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
16:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
16:30
3 мин
На острие науки с Ириной Коротковой
Сусанна Гордлеева: Мы создаем нейроморфный искусственный интеллект
16:33
24 мин
Узнать за 90 секунд
У кого шишек больше, тот и прав: веселая лженаука – френология
16:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
17:00
4 мин
Сенатор Клишас. Да, тот самый
В эфире
17:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
17:30
3 мин
Сенатор Клишас. Да, тот самый
В эфире
17:33
25 мин
День в истории
Итальянский поход Суворова
17:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
18:00
4 мин
Пятница, вечер!
В эфире
18:04
54 мин
Узнать за 90 секунд
Тот, кто нам мешает, тот нам и поможет: как изобреталось шампанское
18:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
19:00
4 мин
Пятница, вечер!
В эфире
19:04
54 мин
День в истории
Чернобыльская катастрофа и нынешние атаки на ЗАЭС
19:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
20:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
20:30
3 мин
Узнать за 90 секунд
Перемешать, но не взбалтывать: как придумать новый язык
20:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
21:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
21:04
3 мин
Прямой эфир
В эфире
21:07
21 мин
Новости
Главные темы часа
21:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
21:33
3 мин
Прямой эфир
В эфире
21:36
22 мин
День в истории
Установление Дня Победы
21:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
22:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
22:30
3 мин
Узнать за 90 секунд
Венерина загадка: где твои руки, "Прекраснейшая"?..
22:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
День в истории
Итальянский поход Суворова
23:58
1 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Москва 91,2 FM
Москва 91,2 FM
Санкт-Петербург 91,5 FM
Волгоград 101,1 FM
Казань 105,8 FM
Калининград 87,7 FM
Киров 101,0 FM
Пермь 91,2 FM
Псков 102,6 FM
Самара 99,1 FM
Саратов 105,8 FM
Севастополь 105,6 FM
Симферополь 102,3 FM
Улан-Удэ 102,8 FM
Уфа 91,1 FM
Херсон 88,1 FM
Челябинск 99,5 FM
Якутск 103,6 FM
Авторы

Подняться в небо: обойдемся без самолета

Читать в
Есть летательные аппараты, с которыми человечеству трудно расстаться, – это дирижабли. Они отслужили свое, когда люди массово пересели в самолеты. Но дирижабль не вымер, словно доисторическое животное, и все еще жив его "родитель" – аэростат.
Пятого июня 1783 года в маленьком французском городе появился на свет аэростат. Первый летательный аппарат был шаром с оболочкой из холста и веревочной сетки. Его изобрели братья Монгольфье и в 1783 году дважды испытали публично. Сначала их аэростат поднялся на высоту 1 800 метров пустым. Затем с экипажем: первыми воздухоплавателями стали баран, петух и утка. Вскоре их заменили люди, налетав в том же году целых 25 минут.
© РИА Новости / Тимур Агеев | Перейти в медиабанкКак устроен тепловой аэростат
Как устроен тепловой аэростат
Прошло почти 70 лет, и в воздух поднялся первый управляемый аэростат – дирижабль, тоже французский (1852). А еще через 70 мир уже повально увлекался дирижаблями.
Катастрофы были неизбежны
Историю дирижаблей лучше всего знают по серии катастроф с их участием. Все происходили в 1930-е годы – дирижаблестроение тогда было на подъеме. В 1930-м врезался в холм и сгорел британский дирижабль с пассажирами на борту. В 1933-м попал в бурю и упал в море американский. Снова десятки погибших. Самый известный случай – крушение немецкого "Гинденбурга" в 1937 году. Гигант уже заходил на посадку, когда на нем начался пожар. Он рухнул с высоты, сгорел дотла, погибли 36 человек. Причину катастрофы самого большого в то время воздушного судна так и не выяснили, поговаривали о диверсии на борту. "Гинденбург" к моменту гибели не был новинкой, налетал почти 15 000 километров и 10 000 часов. Другое дело, что его заправляли горючим газом и катастрофы были ожидаемы. Но водород уже не используется – управляемые аэростаты давно летают на инертном гелии, а этот газ не горит и не взрывается.
© AP PhotoДирижабль "Гинденбург"
Дирижабль Гинденбург
Дирижабль "Гинденбург"
Тяжеловесы легче воздуха
После "Гинденбурга" дирижабли перестали использовать для перевозки людей. И строительство их как просто транспортного средства тоже сократилось – тихоходные дирижабли вытеснили вертолеты и самолеты. Между тем, у них есть неоспоримые преимущества. Например, то, о котором напомнил главный конструктор бюро экспериментального самолетостроения Московского авиационного института Вадим Демин:
«
"Самолеты и вертолеты ограничены в развитии грузоподъемности, а построить дирижабль с грузоподъемностью 500 тонн не вызывает особых затруднений. Есть так называемый закон квадрата-куба, по которому чтобы увеличить грузоподъемность самолета в два раза, надо увеличить в два раза площадь его крыла. Для дирижабля закон работает в обратную сторону, и больших ограничений нет. Но есть ложка дегтя в бочке меда. Например, отвез дирижабль 500 тонн руды, выгрузил, а дальше что с ним делать? Его надо чем-то загрузить, иначе он поднимется и улетит".
Преимущества современного дирижабля это экономичность, способность двигаться тысячи километров на одной заправке, безопасность заправочного материала. И даже комфорт, потому что дирижабль предлагает условия, как на морском круизном лайнере. Но при этом он требует больших вложений, чем самолет. Да, дирижабли используют бесплатную подъемную силу, а самолету нужно расходовать энергию, чтобы держаться в воздухе. С другой стороны, им нужна специфическая инфраструктура, более серьезная, чем аэропорт: это причалы и причальные команды.
Второе дыхание дирижабля
Если инфраструктура будет, то дирижаблестроение может возродиться. Во всяком случае, в России есть места, где дирижабли-перевозчики большой грузоподъемности очень нужны. Предположим, как рассказывал Вадим Демин, надо отвезти 150-тонный блок из Центральной России в Сибирь, на Саяно-Шушенскую ГЭС. Сейчас логистика занимает полтора года: перевозчики сначала идут по морю, потом ждут, когда замерзнет река, потом ждут, когда станут сухими дороги. И все это вместо того, чтобы просто подцепить, поднять и перенести по воздуху. Современные российские разработки пока другие, и об одной из них Вадим Демин тоже рассказал:
«
"Есть у нас проект гибридного дирижабля. Он создает свою подъемную силу за счет более плоского корпуса. То есть его можно эксплуатировать без причальной команды и даже мачты. Но все это частные случаи. Для того чтобы люди всерьез развернулись в сторону дирижабля, нужны какие-то потрясения. Например, если возникнет всеобщий топливный кризис, то, наверное, только тогда".
И все-таки они возвращаются. С середины 2000-х годов то там, то здесь появляются элитные воздушные туры на дирижаблях, их используют для облетов туристически привлекательных мест. И они, а не только дроны, все еще обеспечивают мониторинг промышленных объектов или помогают городской полиции. Ну и популярность предшественника дирижабля – воздушного шара братьев Монгольфье – тоже никуда не делась.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
© Инфографика . Денис Крюков | Перейти в медиабанкНа дирижабле через Атлантику
На дирижабле через Атлантику
На дирижабле через Атлантику
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала
Главные темы часа. 00:00Ущерб от паводка регионам РФ, визит Блинкена в Китай, наказание за диверсииКант и кантик. Шольц "запретил" Путину ссылаться на великого философаГлавные темы часа. 01:00Военная помощь Киеву, документы мигрантов и надежды на ТрампаИ снова день сурка. Блинкен прибыл в Китай, чтобы опять ничего не изменитьВстреча на ЭльбеГлавные темы часа. 02:00Помощь Украине, российские углеводороды и рост ВВП РФЛегендарный советский пограничник КарацупаГлавные темы часа. 03:00Наказание для диверсантов, угрозы Трампу и американская помощь КиевуГлавные темы часа. 04:00Взыскание долгов по ЖКХ и аттестация адвокатовПересчет пенсий, вопросы прописки и дарения денегГлавные темы часа. 05:00Высокоскоростные магистрали: плюсы и минусыДоллар в расчетах, айтишники на удаленке и СФ против незаконного метанолаДень пингвинаГлавные темы часа. 06:00Последствия паводка, поставки Taurus Киеву и транш от ЕСПереименования в Херсоне, надежды Киева на членство в ЕС и ГагаузияРусская женщина и техническая жилка, или Политех для всехЛегендарный КарацупаГлавные темы часа. 07:00Ядерное оружие в космосе, учения против РФ, проблема демографииВсем смеяться до колик! Как римский "Сатирикон" переделали на русский ладГлавные темы часа. 09:00Поставки вооружений Украине, фейки об истории России, бренды и экологияПриключения сфинксов в России: о чем молчат розовые гигантыГлавные темы часа. 11:00Оскорбления от Байдена, "Дух Эльбы" и "присвоение Канта"Главные темы часа. 11:30Демография в России и дело отстраненного с поста министра обороны ИвановаГлавные темы часа. 12:00Арест по делу Иванова, финансисты теракта в "Крокурсе" и релокантыГлавные темы часа. 12:30Зловещие эксперименты: как в США "улучшали" людейГлавные темы часа. 13:00Первые в мире: в РФ зарегистрировали препарат для лечения болезни БехтереваГлавные темы часа. 13:30Ядерное оружие в космосе: что предлагает РоссияГлавные темы часа. 14:00Сергей Черемин о Люксембурге и работе в банковской сфереГлавные темы часа. 14:30Сергей Черемин о "дипломатии городов"Академики на крючке афериста: как понять, что тебя водят за носГлавные темы часа. 15:00Белоруссия в опасности: что задумала оппозиция?Макрон в ожидании шока и трепетаГлавные темы часа. 15:30IT- компании в ответе за тех, кого приручилиНовые предложения по демографии: за что рожать будем?Главные темы часа. 16:00Главные темы часа. 16:30Почему в бюджетных салонах популярны стрижки по шаблону?Главные темы часа. 17:00Александр Энберт: о фигурном катании, спортивной карьере и хоббиГлавные темы часа. 18:00Съезд РСПП, Всебелорусское народное собрание и отмена безвиза ЕС с ГрузиейГлавные темы часа. 18:30Запрет на оружие в космосе, налоговая настройка и безопасность концертовГлавные темы часа. 19:00Реформа российской науки, условия для бизнеса и отношения ЕС с РоссиейГлавные темы часа. 20:00Возможности маткапитала, многодетные семьи и профессии будущегоГлавные темы часа. 20:30Гражданский брак: за и противГлавные темы часа. 21:00Космос без ядерного оружия и что происходит с правами человека в СШАГлавные темы часа. 21:30Запрет на TikTok в США и протестующая АргентинаГлавные темы часа. 22:00Главные темы часа. 22:30Главные темы часа. 23:00Главные темы часа. 23:30Главные темы часа. 00:00Ход "королем". Премьер Испании может уволиться из-за своей "королевы"Итальянский поход СувороваГлавные темы часа. 01:00Подлить без паузы. Байден признался, что хочет делать это снова и сноваГлавные темы часа. 02:00Наш человек в ГестапоУстановление Дня ПобедыГлавные темы часа. 03:00Главные темы часа. 04:00Чернобыльская катастрофа и нынешние атаки на ЗАЭСГлавные темы часа. 05:00Главные темы часа. 06:00Медицинская династия: БоткиныГлавные темы часа. 07:00Переговоры Блинкена и Ван И, военная доктрина Белоруссии, популярность СБПУ кого шишек больше, тот и прав: веселая лженаука – френологияГлавные темы часа. 09:00Подняться в небо: обойдемся без самолета