https://radiosputnik.ria.ru/20190606/1555257143.html
Рэпер своего времени: как Пушкин русский язык прокачал
Рэпер своего времени: как Пушкин русский язык прокачал - Радио Sputnik, 03.03.2020
Рэпер своего времени: как Пушкин русский язык прокачал
Многие государственные праздники России изменили свои названия и даты соответственно общественным переменам. Но когда еще отмечать День русского языка, как не в день рождения Пушкина, – этим вопросом не задавался никто.
2019-06-06T03:00
2019-06-06T03:00
2020-03-03T14:28
санкт-петербург
николай гоголь
федор тютчев
царское село
авторы
а. с. пушкин
россия
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155519/09/1555190955_0:158:3064:1882_1920x0_80_0_0_3fe713a734d0f808e9c87f55588242d2.jpg
Почему невозможно предложить лучшей даты? Конечно, потому, что Пушкин создал современный русский язык. Но любая современность коренится в старине, еще более далекой, чем 220 лет со дня рождения "первого поэта России". И сам он с детства читал не только по-французски, были и русские книжки, не няня же обучала его русской литературной речи.Объяснение может быть таким: вместе с "современным русским языком" Пушкина мы воспринимаем как нечто современное и его личное мироощущение, его понимание жизни. Это тот случай, когда представление о языке связывается с представлением о "своем мире". В случае Пушкина получается так: русский язык – синоним идеального мироощущения. Этот вывод родился сам собой после беседы с писателем Владиславом Отрошенко – о том, что составляет главную примечательность пушкинского гения: "Пушкин это недостижимый идеал для русского писателя и поэта, когда существует паритет между служением литературе и просто жизнью. В нем находились в состоянии равновесия страсть живущего и страсть пишущего человека. Литература – важнейшее занятие. Но она не перечеркивает жизнь. Он любил женщин, зачинал детей, создавал свою семью, свое жизненное пространство: люди, связи, помещичья, коммерческая жизнь. И одновременно он создал и свой литературный круг, такой же огромный и мощный. Как это возможно?" Это равновесие Пушкина особенно заметно рядом с двумя его современниками – Тютчевым и Гоголем. Жизнь без крайностей Гениальный поэт Федор Тютчев относился к собственному творчеству как к второстепенному делу на фоне государственной, дипломатической службы. Он нередко забывал в разных местах листки бумаги, на которых только что писал стихи. Гениальный прозаик Николай Гоголь, напротив, принес в жертву литературе все житейское – ему ни семья, ни даже собственный дом не были нужны. У Пушкина же были обе возможности. Можно было жить в Петербурге "русским барином", целиком погрузиться в светскую жизнь и для души заниматься поэзией. Или, наоборот, закрыться отшельником в "литературной келье": как говорит Владислав Отрошенко, "способности такого масштаба сами по себе предполагают отрешение от страсти к жизни и полный уход в литературу".Но первый вариант был невозможен потому, что Пушкин осознавал свою гениальность. Он отдавал себе отчет в том, что делает для русской литературы. Его веселое "ай да Пушкин, ай да сукин сын" после написания "Бориса Годунова" – это только одно из признаний собственных заслуг. И вовсе не случайно он стал первым профессиональным литератором в России. Пушкин зарабатывал творчеством, и в этом тоже было его понимание ценности собственного литературного труда. А второй вариант жизни, отшельнический, никак не согласовывался с его темпераментом. Так что "или – или" это не о Пушкине. Он не выбирал крайностей. Он все соединил в себе. Олимпиец перед дуэльюИдеальное соединение в Пушкине дара жизни и литературного дара особенно заметно в драматические моменты. Например, вызов на дуэль Дантеса. Словесных баттлов-баталий еще не было, отношения выясняли не силой слова, а силой оружия. У Пушкина было более двадцати дуэльных отношений за всю жизнь. И его вызывали, и он вызывал. Его чаще, потому что он был острым на язык и резким в поступках. Кличка, которую ему дали в лицее, грубоватая, но точная: "смесь обезьяны с тигром". Обезьяна это ерничанье, эпатаж. А тигр – это вспыльчивость и быстрая реакция. И чуть ли не накануне трагической дуэли с Дантесом у Пушкина должно было состояться еще две. Что же он делает? То, на что не способен никто другой, по мнению Владислава Отрошенко:"Дуэли – это всегда сложные события, они захватывали человека. И вот преддуэльные, последние для него месяцы и дни. Страшные, трагические, его терзает дикая ревность. А он ложится на кушетку – он любил писать лежа – и пишет: продолжает заниматься своим литературным делом так, будто в жизни не происходит никаких бурь. Феноменальное сочетание жизненной страсти и литературного олимпийского спокойствия!"Современен ли Пушкин, каждый решает для себя сам. Но любой из нас, когда говорит другому – "Кто это сделает за тебя? Пушкин?", – признает в нем лучшего исполнителя чего бы то ни было. Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
санкт-петербург
царское село
россия
Радио Sputnik
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
Ольга Бугрова
https://cdnn21.img.ria.ru/images/148082/96/1480829647_824:0:4104:3280_100x100_80_0_0_447bde49812d8b9587b0515a05203f38.jpg
Ольга Бугрова
https://cdnn21.img.ria.ru/images/148082/96/1480829647_824:0:4104:3280_100x100_80_0_0_447bde49812d8b9587b0515a05203f38.jpg
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Sputnik
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155519/09/1555190955_0:0:2732:2048_1920x0_80_0_0_9678403f4525be8e9df68efe90dd5f07.jpgРадио Sputnik
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Ольга Бугрова
https://cdnn21.img.ria.ru/images/148082/96/1480829647_824:0:4104:3280_100x100_80_0_0_447bde49812d8b9587b0515a05203f38.jpg
санкт-петербург, николай гоголь, федор тютчев, царское село, а. с. пушкин, россия
Санкт-Петербург, Николай Гоголь, Федор Тютчев, Царское Село, Авторы, А. С. Пушкин, Россия
Рэпер своего времени: как Пушкин русский язык прокачал
Ведущие
Ольга Бугрова
обозреватель радио Sputnik
Многие государственные праздники России изменили свои названия и даты соответственно общественным переменам. Но когда еще отмечать День русского языка, как не в день рождения Пушкина, – этим вопросом не задавался никто.
Почему невозможно предложить лучшей даты? Конечно, потому, что Пушкин создал современный русский язык. Но любая современность коренится в старине, еще более далекой, чем 220 лет со дня рождения "первого поэта России". И сам он с детства читал не только по-французски, были и русские книжки, не няня же обучала его русской литературной речи.
Объяснение может быть таким: вместе с "современным русским языком" Пушкина мы воспринимаем как нечто современное и его личное мироощущение, его понимание жизни. Это тот случай, когда представление о языке связывается с представлением о "своем мире". В случае Пушкина получается так: русский язык – синоним идеального мироощущения.
Этот вывод родился сам собой после беседы с писателем Владиславом Отрошенко – о том, что составляет главную примечательность пушкинского гения:
«
"Пушкин это недостижимый идеал для русского писателя и поэта, когда существует паритет между служением литературе и просто жизнью. В нем находились в состоянии равновесия страсть живущего и страсть пишущего человека. Литература – важнейшее занятие. Но она не перечеркивает жизнь. Он любил женщин, зачинал детей, создавал свою семью, свое жизненное пространство: люди, связи, помещичья, коммерческая жизнь. И одновременно он создал и свой литературный круг, такой же огромный и мощный. Как это возможно?"
Это равновесие Пушкина особенно заметно рядом с двумя его современниками – Тютчевым и Гоголем.
Гениальный поэт Федор Тютчев относился к собственному творчеству как к второстепенному делу на фоне государственной, дипломатической службы. Он нередко забывал в разных местах листки бумаги, на которых только что писал стихи. Гениальный прозаик Николай Гоголь, напротив, принес в жертву литературе все житейское – ему ни семья, ни даже собственный дом не были нужны. У Пушкина же были обе возможности. Можно было жить в Петербурге "русским барином", целиком погрузиться в светскую жизнь и для души заниматься поэзией. Или, наоборот, закрыться отшельником в "литературной келье": как говорит Владислав Отрошенко, "способности такого масштаба сами по себе предполагают отрешение от страсти к жизни и полный уход в литературу".
Но первый вариант был невозможен потому, что Пушкин осознавал свою гениальность. Он отдавал себе отчет в том, что делает для русской литературы. Его веселое "ай да Пушкин, ай да сукин сын" после написания "Бориса Годунова" – это только одно из признаний собственных заслуг. И вовсе не случайно он стал первым профессиональным литератором в России. Пушкин зарабатывал творчеством, и в этом тоже было его понимание ценности собственного литературного труда. А второй вариант жизни, отшельнический, никак не согласовывался с его темпераментом. Так что "или – или" это не о Пушкине. Он не выбирал крайностей. Он все соединил в себе.
Идеальное соединение в Пушкине дара жизни и литературного дара особенно заметно в драматические моменты. Например, вызов на дуэль Дантеса. Словесных баттлов-баталий еще не было, отношения выясняли не силой слова, а силой оружия. У Пушкина было более двадцати дуэльных отношений за всю жизнь. И его вызывали, и он вызывал. Его чаще, потому что он был острым на язык и резким в поступках. Кличка, которую ему дали в лицее, грубоватая, но точная: "смесь обезьяны с тигром". Обезьяна это ерничанье, эпатаж. А тигр – это вспыльчивость и быстрая реакция. И чуть ли не накануне трагической дуэли с Дантесом у Пушкина должно было состояться еще две. Что же он делает? То, на что не способен никто другой, по мнению Владислава Отрошенко:
«
"Дуэли – это всегда сложные события, они захватывали человека. И вот преддуэльные, последние для него месяцы и дни. Страшные, трагические, его терзает дикая ревность. А он ложится на кушетку – он любил писать лежа – и пишет: продолжает заниматься своим литературным делом так, будто в жизни не происходит никаких бурь. Феноменальное сочетание жизненной страсти и литературного олимпийского спокойствия!"
Современен ли Пушкин, каждый решает для себя сам. Но любой из нас, когда говорит другому – "Кто это сделает за тебя? Пушкин?", – признает в нем лучшего исполнителя чего бы то ни было.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik