Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Акценты - Радио Sputnik

Рэпер своего времени: как Пушкин русский язык прокачал

© Depositphotos / Oleg I.IvanovПеро в музее славянской письменности и культуры
Перо в музее славянской письменности и культуры
Многие государственные праздники России изменили свои названия и даты соответственно общественным переменам. Но когда еще отмечать День русского языка, как не в день рождения Пушкина, – этим вопросом не задавался никто.
Почему невозможно предложить лучшей даты? Конечно, потому, что Пушкин создал современный русский язык. Но любая современность коренится в старине, еще более далекой, чем 220 лет со дня рождения "первого поэта России". И сам он с детства читал не только по-французски, были и русские книжки, не няня же обучала его русской литературной речи.
© РИА Новости / Евгений ОдиноковПервое стихотворение Александра Пушкина, опубликованное в "Вестнике Европы" в 1814 году
Первое стихотворение Александра Пушкина, опубликованное в Вестнике Европы в 1814 году
Первое стихотворение Александра Пушкина, опубликованное в "Вестнике Европы" в 1814 году
Объяснение может быть таким: вместе с "современным русским языком" Пушкина мы воспринимаем как нечто современное и его личное мироощущение, его понимание жизни. Это тот случай, когда представление о языке связывается с представлением о "своем мире". В случае Пушкина получается так: русский язык – синоним идеального мироощущения.
Этот вывод родился сам собой после беседы с писателем Владиславом Отрошенко – о том, что составляет главную примечательность пушкинского гения:
"Пушкин это недостижимый идеал для русского писателя и поэта, когда существует паритет между служением литературе и просто жизнью. В нем находились в состоянии равновесия страсть живущего и страсть пишущего человека. Литература – важнейшее занятие. Но она не перечеркивает жизнь. Он любил женщин, зачинал детей, создавал свою семью, свое жизненное пространство: люди, связи, помещичья, коммерческая жизнь. И одновременно он создал и свой литературный круг, такой же огромный и мощный. Как это возможно?"
Это равновесие Пушкина особенно заметно рядом с двумя его современниками – Тютчевым и Гоголем.
© РИА Новости / РИА НовостиИздания произведений Федора Тютчева разных лет. Из собрания музея-усадьбы "Мураново".
Издания произведений Федора Тютчева разных лет. Из собрания музея-усадьбы Мураново.
Издания произведений Федора Тютчева разных лет. Из собрания музея-усадьбы "Мураново".
Жизнь без крайностей
Гениальный поэт Федор Тютчев относился к собственному творчеству как к второстепенному делу на фоне государственной, дипломатической службы. Он нередко забывал в разных местах листки бумаги, на которых только что писал стихи. Гениальный прозаик Николай Гоголь, напротив, принес в жертву литературе все житейское – ему ни семья, ни даже собственный дом не были нужны. У Пушкина же были обе возможности. Можно было жить в Петербурге "русским барином", целиком погрузиться в светскую жизнь и для души заниматься поэзией. Или, наоборот, закрыться отшельником в "литературной келье": как говорит Владислав Отрошенко, "способности такого масштаба сами по себе предполагают отрешение от страсти к жизни и полный уход в литературу".
Но первый вариант был невозможен потому, что Пушкин осознавал свою гениальность. Он отдавал себе отчет в том, что делает для русской литературы. Его веселое "ай да Пушкин, ай да сукин сын" после написания "Бориса Годунова" – это только одно из признаний собственных заслуг. И вовсе не случайно он стал первым профессиональным литератором в России. Пушкин зарабатывал творчеством, и в этом тоже было его понимание ценности собственного литературного труда. А второй вариант жизни, отшельнический, никак не согласовывался с его темпераментом. Так что "или – или" это не о Пушкине. Он не выбирал крайностей. Он все соединил в себе.
© РИА Новости / Абрам ШтеренбергКартина "А.С. Пушкин". Художник Виктор Ефимович Попков (1932-1975). 1975 год
Картина А.С. Пушкин. Художник Виктор Ефимович Попков (1932-1975). 1975 год
Картина "А.С. Пушкин". Художник Виктор Ефимович Попков (1932-1975). 1975 год
Олимпиец перед дуэлью
Идеальное соединение в Пушкине дара жизни и литературного дара особенно заметно в драматические моменты. Например, вызов на дуэль Дантеса. Словесных баттлов-баталий еще не было, отношения выясняли не силой слова, а силой оружия. У Пушкина было более двадцати дуэльных отношений за всю жизнь. И его вызывали, и он вызывал. Его чаще, потому что он был острым на язык и резким в поступках. Кличка, которую ему дали в лицее, грубоватая, но точная: "смесь обезьяны с тигром". Обезьяна это ерничанье, эпатаж. А тигр – это вспыльчивость и быстрая реакция. И чуть ли не накануне трагической дуэли с Дантесом у Пушкина должно было состояться еще две. Что же он делает? То, на что не способен никто другой, по мнению Владислава Отрошенко:

"Дуэли – это всегда сложные события, они захватывали человека. И вот преддуэльные, последние для него месяцы и дни. Страшные, трагические, его терзает дикая ревность. А он ложится на кушетку – он любил писать лежа – и пишет: продолжает заниматься своим литературным делом так, будто в жизни не происходит никаких бурь. Феноменальное сочетание жизненной страсти и литературного олимпийского спокойствия!"

Современен ли Пушкин, каждый решает для себя сам. Но любой из нас, когда говорит другому – "Кто это сделает за тебя? Пушкин?", – признает в нем лучшего исполнителя чего бы то ни было.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
© АГН "Москва" / Авилов АлександрНа мероприятии, посвященном празднованию 220-го юбилея А.Пушкина. Архивное фото
Мероприятия, посвященные празднованию 220-го юбилея А.Пушкина
На мероприятии, посвященном празднованию 220-го юбилея А.Пушкина. Архивное фото
Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала