Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
07:30
3 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
08:30
3 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
09:30
3 мин
Новости
10:00
4 мин
Новости
10:30
3 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
11:30
3 мин
Русский Устный
11:57
2 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
18:30
3 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
19:30
3 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
20:30
3 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
21:30
3 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Русский Устный
06:42
2 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
07:30
3 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
08:30
3 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
09:30
3 мин
Новости
10:00
4 мин
Прямой эфир
На глубине 108 метров. 20 лет назад затонула подводная лодка "Курск"
10:04
26 мин
Новости
Главные темы часа
10:30
3 мин
Исторический календарь
Авдотья Панаева и Витус Беринг
10:33
10 мин
Актуально
Эксперт: Трамп хочет, чтобы Россия участвовала в его атаке на Китай
10:44
1 мин
Интервью
Первым делом самолеты! Российским ВКС 108 лет
10:45
15 мин
Новости
Главные темы часа
11:00
4 мин
Прямой эфир
Санкции возвращаются? Как Европа реагирует на протесты в Белоруссии
11:04
12 мин
Прямой эфир
Меньше ешьте: Китай пересматривает продовольственную политику. Почему?
11:17
6 мин
Прямой эфир
Афины бьют тревогу: что Турция разведывает в Средиземном море
11:22
8 мин
Новости
Главные темы часа
11:30
3 мин
Специальный проект
Успенский собор: как храм связал Константинополь с Москвой
11:33
12 мин
Интервью
Благотворительность и пандемия: откуда деньги и как выживают фонды?
11:45
15 мин
Новости
Главные темы часа
12:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
12:04
3 мин
Прямой эфир
В эфире
12:07
23 мин
Новости
Главные темы часа
12:30
3 мин
Интервью
Мишкины слезы: почему исчезают белые медведи?
12:33
12 мин
Актуально
Политолог: Ливан - это "чувствительный нерв" Ближнего Востока
12:45
1 мин
Специальный проект
Россия при Иване III: что такое средневековой феодализм?
12:46
13 мин
Новости
Главные темы часа
13:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
13:04
3 мин
Прямой эфир
В эфире
13:07
23 мин
Новости
Главные темы часа
13:30
3 мин
Новости
Главные темы часа
14:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
14:30
3 мин
Исторический календарь
Авдотья Панаева и Витус Беринг
14:33
10 мин
Интервью
Первым делом самолеты! Российским ВКС 108 лет
14:45
15 мин
Новости
Главные темы часа
15:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
15:04
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:07
23 мин
Новости
Главные темы часа
15:30
3 мин
Специальный проект
Успенский собор: как храм связал Константинополь с Москвой
15:33
12 мин
Интервью
Благотворительность и пандемия: откуда деньги и как выживают фонды?
15:45
15 мин
Новости
Главные темы часа
16:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
16:04
3 мин
Прямой эфир
В эфире
16:07
23 мин
Новости
Главные темы часа
16:30
3 мин
Интервью
Мишкины слезы: почему исчезают белые медведи?
16:33
12 мин
Специальный проект
Россия при Иване III: что такое средневековой феодализм?
16:45
13 мин
Новости
Главные темы часа
17:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
17:30
3 мин
Новости
Главные темы часа
18:00
4 мин
Слышали новость?
В эфире
18:05
25 мин
Новости
Главные темы часа
18:30
3 мин
Мастера
Александр Журбин: я очень люблю музыкальный театр
18:33
24 мин
Новости
Главные темы часа
19:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
19:04
3 мин
Прямой эфир
В эфире
19:07
23 мин
Новости
Главные темы часа
19:30
3 мин
Исторический календарь
Авдотья Панаева и Витус Беринг
19:33
10 мин
Интервью
Первым делом самолеты! Российским ВКС 108 лет
19:44
15 мин
Новости
Главные темы часа
20:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
20:04
3 мин
Прямой эфир
В эфире
20:07
23 мин
Новости
Главные темы часа
20:30
3 мин
Специальный проект
Успенский собор: как храм связал Константинополь с Москвой
20:33
12 мин
Интервью
Благотворительность и пандемия: откуда деньги и как выживают фонды?
20:45
15 мин
Новости
Главные темы часа
21:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
21:30
3 мин
Интервью
Мишкины слезы: почему исчезают белые медведи?
21:33
13 мин
Специальный проект
Россия при Иване III: что такое средневековой феодализм?
21:46
13 мин
Новости
Главные темы часа
22:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
22:30
3 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
Мастера
Александр Журбин: я очень люблю музыкальный театр
23:33
24 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Акценты
Авторский взгляд на события. Коротко и по делу.

Оторваться от земли: как Ломоносов вертолет изобрел

© РИА Новости / Виталий Тимкив / Перейти в фотобанкГеликоптер Orion M-24 на фестивале воздухоплавания "Абинская Ривьера" в Абинском районе Краснодарского края
Геликоптер Orion M-24 на фестивале воздухоплавания Абинская Ривьера в Абинском районе Краснодарского края
"Высокопочтенный советник Ломоносов показал изобретенную им машину, называемую воздухобежной". Эта запись из протокола заседания Петербургской академии наук 1 июля 1754 года подтверждает: 265 лет назад состоялось первое в мире документированное испытание летательного аппарата тяжелее воздуха.
Аэродинамическая машина, которую представил знаменитый русский ученый, имела все признаки вертолета, только маленького. Михаил Ломоносов снабдил ее фюзеляжем, предусмотрел два несущих винта: они должны были вращаться в противоположные стороны, чтобы уничтожить препятствие в виде реактивного момента, а в действие приводились часовой пружиной, помещенной в коробку.
Полет на пружинном заводе
Первое испытание геликоптера Ломоносова прошло успешно, о чем можно прочитать в протоколе заседания академиков. Суть изобретения они поняли хорошо: машина "с помощью крыльев, движимых горизонтально в различных направлениях силой пружины, будет нажимать воздух и подниматься в его верхние слои". Демонстрация была очень наглядной: "Машина подвешивалась на шнуре, протянутом по двум блокам, и удерживалась в равновесии грузиками с противоположного конца: как только пружина заводилась – поднималась в высоту". Однако академики отметили и некоторые недостатки, но и сам Ломоносов их осознавал. Говоря о подъеме на высоту, они сделали замечание: "Это действие еще более увеличится, если будет увеличена сила пружины, а коробку с пружиной сделать для уменьшения веса из дерева. Об этом изобретатель обещал позаботиться".
© РИА Новости / А. ЧепруновТруды Михаила Васильевича Ломоносова, вышедшие при жизни ученого, и первое издание "Путешествие из Петербурга в Москву" Александра Николаевича Радищева.
Труды Михаила Васильевича Ломоносова, вышедшие при жизни ученого, и первое издание Путешествие из Петербурга в Москву Александра Николаевича Радищева.
Труды Михаила Васильевича Ломоносова, вышедшие при жизни ученого, и первое издание "Путешествие из Петербурга в Москву" Александра Николаевича Радищева.
К несчастью, "изобретатель" больше ни о чем не позаботился, а без него проект развития не получил.
Смертельные эксперименты
Михаил Ломоносов не занимался проблемами летания специально, его "воздухобежный аппарат" – это то, что можно назвать побочным эффектом других научных открытий. Ученый в то время был сосредоточен на исследовании электрических явлений, в том числе атмосферных. Его "командой" был профессор физики Георг Рихман. Они создали установку на основе генератора статического электричества – "громовую машину" с прообразом громоотвода и экспериментировали, подвергая себя опасности. Рихман в конце концов был убит ударом молнии во время опытов в сильную грозу. И Ломоносов задумался, а нельзя ли экспериментировать без участия человека – например, поднять в воздух нужные метеорологические приборы?
Вертолетное семейство
Первый геликоптер появлялся минимум дважды. Сначала только на бумаге: в XV веке Леонардо да Винчи сделал чертеж аппарата, который вертикально поднимается с помощью изогнутых лопастей. Чертеж этот, как и множество других работ да Винчи, опубликовали только в конце XVIII века, когда русский ученый уже все придумал сам.
© РИА Новости / Алексей Даничев / Перейти в фотобанк"Прототип геликоптера" на выставке "Гений да Винчи" в музее Артилерии и инженерных войск в Санкт-Петербурге.
Прототип геликоптера на выставке Гений да Винчи в музее Артилерии и инженерных войск в Санкт-Петербурге.
"Прототип геликоптера" на выставке "Гений да Винчи" в музее Артилерии и инженерных войск в Санкт-Петербурге.
Возможно, попади Михаил Ломоносов в наши дни, он удовлетворился бы метеорологическим квадрокоптером для своих тогдашних научных целей. "Он, конечно, узнал бы и в квадрокоптере, и в любом современном вертолете свое изобретение", – говорит авиаэксперт Евгений Матвеев:
"Всякий вертолет похож на ту игрушку, которую сделал Ломоносов: как при нем, так и теперь несущий винт, вращаясь, создает подъемную силу. Другое дело, что в момент демонстрации его модели поднималось только несколько граммов полезного груза, а сегодня вертушка поднимает в небо десятки тонн – настолько преобразовалась первоначальная идея. Однако принцип действия не изменился, и в нем нет ничего неузнаваемого".
Вертолеты без конца совершенствуются в силу уникальных преимуществ перед любыми другими летательными аппаратами. Они маневренны, могут и задом наперед лететь, и зависать, вертикальный взлет и посадка не требуют сложных площадок – достаточно ровной поверхности в полтора диаметра винта. Они перевозят громоздкие грузы на внешней подвеске – чего стоит одна доставка по воздуху истребителя Су-27 вертолетом Ми-26 из Петербурга в Кронштадт осенью прошлого года. Но их развивают не только как "небесных тяжеловесов".
© РИА Новости / Александр Гальперин / Перейти в фотобанкВертолет Ми-26 перевозит на внешней подвеске истребитель Су-27 с военного аэродрома в Пушкине в военно-исторический парк Западного военного округа в Кронштадте. 27 ноября 2018.
Вертолет Ми-26 перевозит на внешней подвеске истребитель Су-27 с военного аэродрома в Пушкине в военно-исторический парк Западного военного округа в Кронштадте. 27 ноября 2018
Вертолет Ми-26 перевозит на внешней подвеске истребитель Су-27 с военного аэродрома в Пушкине в военно-исторический парк Западного военного округа в Кронштадте. 27 ноября 2018.
Под парашютным прикрытием
Одно из направлений поиска – объединить максимальную легкость и максимальную безопасность. Новинка нынешнего года – итальянский двухместный вертолет "Зефир". "Он оснащен парашютом, так что производители анонсируют "Зефир" как самый безопасный в мире вертолет", – рассказывает Евгений Матвеев:
"Отличительной его особенностью является то, что на втулке сверху несущего винта есть специальный контейнер, в котором находится небольшой парашют. В случае чрезвычайного происшествия парашют может выпуститься и приземлить не одного летчика, а вертолет целиком. Вот в чем идея. Эта система имеет ограниченный диапазон возможностей, но главное то, что она позволяет спасти человеческие жизни".
К достоинствам "Зефира" относится и то, что он весит всего 700 кг. Дело не только в применении композитных материалов и легких сплавов – итальянцы поставили на него не тяжелый поршневой, а легкий турбовальный двигатель весом 60 кг. Ломоносов бы оценил: он еще в XVIII веке предвидел, что "коробку с пружиной", на заводе которой летит геликоптер, надо облегчать!..
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
© РИА Новости / Антон ДенисовЛегкий двухместный вертолет Robinson R22.
Легкий двухместный вертолет Robinson R22.
Легкий двухместный вертолет Robinson R22.
Рекомендуем
Бойцы белорусского ОМОНа на проспекте Дзержинского в Минске разгоняют протестующих. 12 августа 2020
Подразделения силовиков покинули улицы Минска
Ученики перед началом ЕГЭ
Врач: угрозой для школьников осенью станет не коронавирус
Молния
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала