Рейтинг@Mail.ru
Московский международный кинофестиваль: 60 лет жесткой конкуренции - Радио Sputnik, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
11:30
3 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
11:30
3 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
18:30
3 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
21:30
3 мин
Новости
Главные темы часа
22:00
4 мин
Итоги. Вечер
Разведданные от США, отставка главы МИД Латвии и шведы на Украине
22:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
22:30
3 мин
Итоги. Вечер
Подготовка НАТО к конфликту с РФ и убытки иностранных компаний
22:33
24 мин
Узнать за 90 секунд
Реальная фантастика художественного театра: заказываешь ты – платим мы
22:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
Прямой эфир
Неудобная правда Киева и переговоры по Украине
23:04
11 мин
Прямой эфир
Депутаты проверят рабочие программы "русских школ" в СНГ
23:15
6 мин
Прямой эфир
Мороженный рекорд
23:21
7 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
Служебный вход
Стриптизер о стереотипах профессии и заработке
23:33
24 мин
День в истории
Революционные тернии Максима Горького
23:58
1 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Москва 91,2 FM
Москва 91,2 FM
Санкт-Петербург 91,5 FM
Волгоград 101,1 FM
Казань 105,8 FM
Калининград 87,7 FM
Киров 101,0 FM
Пермь 91,2 FM
Псков 102,6 FM
Самара 99,1 FM
Саратов 105,8 FM
Севастополь 105,6 FM
Симферополь 102,3 FM
Улан-Удэ 102,8 FM
Уфа 91,1 FM
Херсон 88,1 FM
Челябинск 99,5 FM
Якутск 103,6 FM
Сказано в эфире

Московский международный кинофестиваль: 60 лет жесткой конкуренции

Читать в
ММФК впервые провели шесть десятилетий назад – 3 августа 1959 года. Но выдержит ли сегодня московский киносмотр битву с Каннами, Венецией и Берлином? Об этом в интервью радио Sputnik рассуждает художественный руководитель российских программ кинофестиваля Ирина Павлова.
Кинофорум в Москве – один из старейших в мире. В 1935 году на "Советский кинофестиваль в Москве" пригласили кинематографистов из разных стран. Так в Советском Союзе ответили на организацию первого фестиваля в Венеции. Москва должны была стоять в авангарде всего нового. И стала! О кинофоруме говорили, писали, его обсуждали, а потом… забыли. И только 60 лет назад – 3 августа 1959 года – по инициативе министра культуры СССР Екатерины Фурцевой он возродился как ММКФ, Московский международный кинофестиваль. А сейчас, спустя шесть десятилетий, фестиваль оказался в сложной ситуации. Сможет ли он выжить в условиях конкуренции с Каннами, Венецией и Берлином? Об этом в интервью радио Sputnik рассуждает художественный руководитель российских программ Московского международного кинофестиваля Ирина Павлова.
© Из личного архива Ирины ПавловойХудожественный руководитель российских программ Московского международного кинофестиваля Ирина Павлова
Художественный  руководитель российских программ Московского международного кинофестиваля Ирина Павлова
Художественный руководитель российских программ Московского международного кинофестиваля Ирина Павлова
– В 1935 году в Москве впервые прошел киносмотр "Советский кинофестиваль в Москве", который считают прародителем Московского международного кинофестиваля. Председателем жюри был Сергей Эйзенштейн. Верно ли, что это был такой советский ответ Венецианскому кинофестивалю?
– Венецианский кинофестиваль в 1932 году прошел с большим успехом. Выяснилось, что желающих принять в нем участие, показать свои фильмы и просто пообщаться на профессиональные темы оказалось очень много. И с большим опозданием, после долгих обсуждений в Наркомпросе, решили провести в Москве подобный фестиваль советского кино, то есть собрать кинематографистов из разных республик и дать им возможность пообщаться на фоне собственного кино.
Это был первый в СССР большой профессиональный форум. Надо учитывать, что тогда еще не было Союза кинематографистов и, конечно, понятия "съезд кинематографистов" не существовало. Так что это была реальная возможность профессиональных контактов для кинематографистов, живущих в других республиках.
© Евгений Майструк/Радио SputnikКинотеатр "Ударник", где в 1935 году проходил "Советский кинофестиваль в Москве"
Кинотеатр Ударник, где в 1935 году проходил Советский кинофестиваль в Москве
Кинотеатр "Ударник", где в 1935 году проходил "Советский кинофестиваль в Москве"
– Но речь идет о 1935 годе, то есть о времени, когда связи с зарубежными коллегами, мягко говоря, не поощрялись. А в рамках "Советского кинофестиваля в Москве" были показаны ленты из Франции, США, Китая, других стран. Как это стало возможно?
– Мы уже говорили о том, что в ту пору был единственный международный кинофестиваль – Венецианский. То, что где-то в Европе проходит форум, вызывающий публичное обсуждение, а в Советском Союзе (флагмане мировой культуры, как позиционировали себя власти) ничего подобного не было, стало толчком для организации кинофорума в СССР.
А то, что в фестивале принимали участие иностранцы… Надо себе представлять степень закрытости этого мероприятия! Кинематографисты жили за стеной. Куба тоже во времена Фиделя Кастро была международным курортом, но он был отделен от остальной страны бетонным забором.
© РИА Новости / Екатерина Чеснокова | Перейти в медиабанкОткрытие 75-ого Венецианского кинофестиваля
Подготовка к открытию 75-ого Венецианского кинофестиваля
Открытие 75-ого Венецианского кинофестиваля
"Советский кинофестиваль в Москве" был своего рода "витриной". И такая витрина, очевидно, была нужна стране.
– Первый Московский международный кинофестиваль прошел в 1959 году благодаря министру культуры СССР Екатерине Фурцевой. Она исходила из тех же мотивов, когда организовывала фестиваль, что и советские власти в 1935?
– Екатерина Алексеевна Фурцева (не ее должность, а она лично) пользовалась большим международным авторитетом. Она была так обаятельна, так мила, так умело общалась с иностранцами, что была любимицей международной кинематографической и театральной общественности. Например, с ней дружил директор "Ла Скала". Она была инициативной и амбициозной дамой. Когда она узнала, что Каннский кинофестиваль возобновил работу после войны, была удивлена: в каком-то маленьком французском городке проходит крупный международный фестиваль, а у нас прошел один раз в середине 1930-х, закрылся и больше не возобновился? Она подала записку в Президиум ЦК КПСС, там одобрили ее идею, и с 1959 года ММКФ стал проходить один раз в два года с большим успехом.
© РИА Новости / Юрий Абрамочкин | Перейти в медиабанкМинистр культуры СССР Екатерина Алексеевна Фурцева
Министр культуры СССР Екатерина Алексеевна Фурцева
Министр культуры СССР Екатерина Алексеевна Фурцева
– Вы на протяжении многих лет являетесь художественным руководителем российских программ ММКФ. Изменилась ли в последнее время схема отбора лент в международную и российскую программы кинофестиваля?
– У Московского международного кинофестиваля довольно сложная история. И прежде всего потому, что у всех международных фестивалей – годичный шаг. И я не понимаю, какими мотивами руководствовались советские власти в 1959 году, когда одновременно с "витринным" фестивалем в Москве возник такой же "витринный" фестиваль в Чехословакии с двухгодичной периодичностью, и почему они оказались взаимосвязаны. И Московский кинофестиваль, и кинофестиваль в Карловых Варах проводили раз в два года. И это создавало огромные проблемы: кинопроизводство – это не узкое и закрытое производство типа театрального. Это – фабрика, и Голливуд тому пример. Фильмы производятся по плану, и их выпуск связан с определенным фестивалем. А фестиваль – это продвижение, это система продаж. И ориентироваться на Московский кинофестиваль было довольно сложно. И тем не менее международная кинопромышленность на него ориентировалась, потому что СССР был гигантским, практически не заполняемым рынком. А картина, которая попала на Московский кинофестиваль и получила там приз, по регламенту ММКФ должна была быть куплена для дальнейшего проката. С этим и был связан растущий успех Московского международного кинофестиваля.
© РИА Новости / Б. Виленкин | Перейти в медиабанкКинорежиссер Григорий Чухрай
Кинорежиссер Григорий Чухрай
И когда на ММКФ в 1963 году произошел внутренний, но широко обсуждавшийся в обществе скандал, связанный с попыткой неприсуждения первого приза фильму Федерико Феллини "Восемь с половиной", угрозой со стороны международного киносообщества стал отказ в предоставлении фильмов для ММКФ всеми зарубежными кинопроизводителями, то есть угроза прямого бойкота. Этот фестиваль мог превратиться во всесоюзный. И тогда председатель жюри Григорий Чухрай вместе с членами жюри Сатьяджитом Реем и Жаном Маре все-таки пришли к решению, очень не одобренному потом в ЦК КПСС, дать главный приз фильму Феллини "Восемь с половиной".
Но, вопреки регламенту фестиваля, фильм так и не был куплен в прокат. И с этого момента идеологический пресс на фестиваль стал очень тяжелым, смотр постепенно стал превращаться в конкурс развивающихся стран, но огромный советский рынок по-прежнему оставался приманкой для иностранных производителей.
А теперь представим сегодняшнюю ситуацию, когда независимо от фестиваля и его призов компании-прокатчики и промоутеры покупают иностранные фильмы, выпускают их на экран, и влияния на эти продажи ММКФ не оказывает.
Наша конкуренция с Каннским, Берлинским, Венецианским не высока. Чем мы можем козырять? Что мы можем предложить международной кинопромышленности в качестве бонуса? Да ничего! Поэтому отбор в международную конкурсную программу – занятие очень тяжелое для отборочной комиссии, это очень непростой уровень переговоров. А с 2014 года, когда Россия стала подвергаться все большему давлению санкций, для многих потенциальных участников фестиваля существует почти цензурный запрет на участие в ММКФ.
© Евгений Майструк/Радио SputnikКинотеатр "Октябрь", где открылся первый ММКФ
Кинотеатр Октябрь, где открылся первый ММКФ
Кинотеатр "Октябрь", где открылся первый ММКФ
Сегодня Московский международный кинофестиваль живет сложно, выживает, но он возвращается к той давней советской концепции фестиваля развивающихся кинематографий. Иногда там вспыхивают абсолютные перлы! Как на том старом фестивале впечатление разорвавшейся бомбы произвел фильм Кането Синдо "Голый остров", так и сейчас на ММКФ бывают открытия в кинематографиях, не охваченных крупными международными кинофестивалями.
Но принципы отбора сейчас таковы: выбрать то лучшее, что не успели схватить Канны, Берлин и Венеция.
– Возможно, ситуация лучше, если говорить об отборе российских фильмов. Ведь для наших лент попасть на ММКФ – это очень престижно…
– В конкурс – да. Во внеконкурсные программы – нет.
Попадание в конкурс для фильма – это шанс получить в стране приоритетный прокат. Учитывая сложности, с которыми некоммерческие фильмы пробиваются в российский прокат, конечно, участие в фестивале, – это серьезно. Этот приз престижен, за него бьются.
Но во внеконкурсную программу ММКФ, которую я составляю, заполучить российскую кинокартину крайне сложно. Во-первых, потому что мы проводим российскую программу в апреле – до главного внутреннего российского кинофестиваля, до "Кинотавра". И все лучшее производители стараются придержать для него. Потому что участие в "Кинотавре" дает картине такой же мощный разгон, как и участие в главном конкурсе ММКФ. Во-вторых, мы сегодня тоже не можем ничего значимого предложить фильму, который претендует на коммерческий успех. Потому что выпуск картины до начала проката означает, что картину увидит пресса и критика. И напишет о фильме раньше, чем начнется прокат. А если пресса и критика будут не вполне доброжелательны, это может подорвать будущий прокат картины. Здесь есть много сложных нюансов.
Поэтому мы делаем упор на фильмы, которые как раз не могут претендовать на широкий прокат. Это тот самый артхаусный и камерный кинематограф, который почти вообще не имеет другого шанса попасть на широкий экран, кроме как быть показанным в российских программах ММКФ.
Это фильмы, которые можно посмотреть в правильном формате с участием большого количества публики, с человеческой реакцией зала, с возможностью рассмотреть мелкие нюансы на широком экране. Мы нашли эту нишу. И мне кажется, что она правильная, потому что таким образом мы прилагаем свои серьезные усилия для продвижения кино как искусства, а не кино как бизнеса.
Автор Евгений Майструк, радио Sputnik
Хотите быть в центре событий? Подписывайтесь на радио Sputnik в Instagram.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала
Главные темы часа. 00:00Поисковые собаки в "Крокусе" и рождение яка на гастроляхИзучение каланов и белые медведи в ЯкутииОперация прикрытия. США отказались помочь в расследовании терактаРусские военные базы в КитаеГлавные темы часа. 01:00Заявления Бортникова и смертная казньОпять у него всё через сад. Боррель отказал украинцам в любвиТеатр начинается с вешалкиГлавные темы часа. 02:00Единение вместо паники, годовщина бомбардировок ЮгославииГлавные темы часа. 03:00Информационная безопасность от А до ЯФишинг, цифровизация и современные мошенникиГлавные темы часа. 04:00Главные темы часа. 05:00Заявления ФСБ России и увольнение главы СНБО УкраиныПочему украинские националисты ненавидят русских?Амнистия 1953 годаПравобережная Украина: возвращение отторгнутогоГлавные темы часа. 06:00Затворницы-смолянки, или Как стать по-настоящему благородной девицейГлавные темы часа. 07:00Новый глава СНБО, украинское оружие, Макрон в Бразилии, судьба АссанжаГлавные темы часа. 08:00"Шедевральная новость" и реакция ООН на теракт в "КрокусеМода или опасная игра: как Россия споткнулась на масонствеГлавные темы часа. 09:00Будущее Украины, спецслужбы и террористы, поддержка БелоруссииГлавные темы часа. 11:00Возвращение смертной казни в РоссииГлавные темы часа. 11:30Проверка звонков от мошенников, безопасность и частная жизньГлавные темы часа. 12:00На что ЕС решил потратить замороженные российские активы?Планы WADA против России: что выявил пранк Вована и ЛексусаГлавные темы часа. 12:30О чем спрашивают, о чем говорят автомобилисты про СУПРОТЕКРимские одежды Минина и Пожарского и другие секреты московского памятникаГлавные темы часа. 13:00Еще миллиард на высокие технологии: что происходит в хайтек-сфере?Швеция грозит России: откуда такая смелость?Главные темы часа. 13:30"Мир" без SamsungЗдесь нефти нет: почему в США упали запасы черного золота?Главные темы часа. 14:00Как развивается речной транспорт в России?Главные темы часа. 14:30Полный вперёд! Как сделать речные перевозки приоритетными?Лучший подарок - книга: как стать классиком кулинарной литературыГлавные темы часа. 15:00Россия - Конго: речь о перспективах?Стоп торговля: что происходит в Турции, Швейцарии и Китае?Главные темы часа. 15:30Как решить миграционный вопрос в России?Голец одомашненный: северная рыба поселится в аквариуме?Главные темы часа. 16:00Главные темы часа. 16:30Мать всех страхов: как бороться с мыслями о смертиГлавные темы часа. 17:00Реакция Запада на теракт в РФ и проблемы миграцииГлавные темы часа. 17:30Провал "стратегии непрямых действий" в СНГ и мобилизация на УкраинеГлавные темы часа. 18:00Компенсация пострадавшим в ТЦ, ограничения Samsung Pay, защита ЮгославииЛюдовик и его "Мерлезонский балет": роуд-муви XVII векаГлавные темы часа. 19:00Реакция на теракт в "Крокусе", военная помощь Киеву и допуск на ОлимпиадуГлавные темы часа. 20:00Теракт в "Крокусе", стоимость нефти, заработки россиян Главные темы часа. 21:00Глумление над трагедией "Крокуса", русский национализм и книги иноагентовГлавные темы часа. 22:00Главные темы часа. 22:30Главные темы часа. 23:00Новые траты Запада и кризис энергетики УкраиныГлавные темы часа. 23:30Главные темы часа. 00:00Лях и лежи или смерть на досуге. Польша потеряла одного из лучших генераловГлавные темы часа. 01:00Разъединил Штаты. Мост в Балтиморе "утопил" украинецАмериканский предвестник ЧернобыляГлавные темы часа. 02:00Сиятельный граф – сын свинопасаГлавные темы часа. 03:00Главные темы часа. 04:00Главные темы часа. 05:00Екатерина II и свобода предпринимательстваГлавные темы часа. 06:00Русская женщина и техническая жилка, или Политех для всехРеволюционные тернии Максима ГорькогоГлавные темы часа. 07:00Культурная Россия, мобилизации на Украине, будущее БРИКС и дистант в вузахВ моркови все прекрасно: и вкус, и цвет, и корнеплод, и ботваГлавные темы часа. 09:00Террор в Белгороде, Крымская война, культура ТаджикистанаБабушка мотоцикла: как повозка на керосине стала байкомГлавные темы часа. 11:00Слежка за Telegram, школы в Таджикистане и смертная казньГлавные темы часа. 11:30Доктрина триединства русского народа и дискриминация на УкраинеГлавные темы часа. 12:00НАТО готовится к войне? Кому нужен конфликт России с альянсомКирпичи России: что изменится в строительной отрасли?Главные темы часа. 12:30Дважды первый в мире: крылатый "Муромец" – универсальный боецГлавные темы часа. 13:00Россия и КНДР: перспективы сотрудничестваОпасные мессенджеры: как не попасться в сети вербовщиков?Проверка ОСАГО: что происходит на рынке такси?Главные темы часа. 14:00Дмитрий Егорченков об Ираке и АлжиреГлавные темы часа. 14:30Дмитрий Егорченков о прогнозировании в международных отношенияхРеальная фантастика художественного театра: заказываешь ты – платим мыГлавные темы часа. 15:00Неудобная правда Киева и переговоры по УкраинеПоследний рыцарь кинематографа Франции идет на поединокГлавные темы часа. 15:30Палестина формирует новое правительствоДепутаты проверят рабочие программы русских школ в СНГМороженный рекордГлавные темы часа. 16:00Главные темы часа. 16:30Стриптизер о стереотипах профессии и заработкеГлавные темы часа. 17:00В поисках пути после славы в "Зените": новая жизнь Максима КаннуниковаГлавные темы часа. 18:00Разведданные от США, отставка главы МИД Латвии и шведы на УкраинеГлавные темы часа. 18:30Подготовка НАТО к конфликту с РФ и убытки иностранных компанийГлавные темы часа. 19:00Ответственность за "Крокус", переговоры США и Турции, доходы с активов РФГлавные темы часа. 20:00Как разговаривать с детьми про безопасность?Главные темы часа. 21:00Как мир отреагировал на теракт в "Крокусе" и катастрофа в БалтимореГлавные темы часа. 21:30Резолюция ООН по сектору Газа и что известно о деле АссанжаМосковский международный кинофестиваль: 60 лет жесткой конкуренции