Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
07:30
3 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
08:30
3 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
09:30
3 мин
Новости
10:00
4 мин
Новости
10:30
3 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
11:30
3 мин
Новости
12:00
4 мин
Свежее утро
Вред от сериалов: чем грозят "марафоны" у экрана?
12:04
25 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Прямой эфир
Чему учиться? Заменят ли онлайн-курсы классическое образование
14:04
25 мин
Новости
14:30
3 мин
Прямой эфир
Заменят ли онлайн-курсы классическое образование? Продолжение
14:33
11 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Прямой эфир
Деньги на "кривляниях": тиктокеры зарабатывают больше миллиардеров
17:04
22 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
19:30
3 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
21:30
3 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
07:30
3 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
08:30
3 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
09:30
3 мин
Новости
10:00
4 мин
Новости
10:30
3 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
11:30
3 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Русский Устный
12:45
2 мин
Новости
13:00
4 мин
Прямой эфир
Убрать персональную рекламу. Это возможно?
13:04
26 мин
Новости
Главные темы часа
13:30
3 мин
Визави с миром
Евгений Кожокин: люди перестали ощущать опасность войны
13:33
21 мин
Русский устный
Как появилось слово "ерунда"?
13:55
4 мин
Новости
Главные темы часа
14:00
4 мин
Прямой эфир
Спорт по-новому: как и почему меняются Олимпийские игры?
14:04
26 мин
Новости
Главные темы часа
14:30
3 мин
Прямой эфир
Спорт по-новому: как и почему меняются Олимпийские игры?
14:33
11 мин
Интервью
"Все могут короли", даже жениться по любви, но какой ценой?
14:45
15 мин
Новости
Главные темы часа
15:00
4 мин
Кот ученый
Прекрасное будущее в мире роботов
15:04
25 мин
Новости
Главные темы часа
15:30
3 мин
Прямой эфир
Сокращение карантина, борьба с "Газпромом", строительство Rail Baltica
15:34
11 мин
Русский устный
Бакшиш как поощрение
15:45
2 мин
Интервью
Ганза, янтарь, Кант: возрождение Кенигсберга - западной жемчужины России
15:47
12 мин
Новости
Главные темы часа
16:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
16:04
3 мин
Прямой эфир
В эфире
16:07
23 мин
Новости
Главные темы часа
16:30
3 мин
Исторический календарь
Навигацкая школа и "славные дела" Эдуарда Шеварднадзе
16:33
11 мин
Русский Устный
Ходить по струнке
16:45
1 мин
Интервью
Я все помню! Или нет? Откуда берутся ложные воспоминания
16:47
13 мин
Новости
Главные темы часа
17:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
17:30
3 мин
Визави с миром
Евгений Кожокин: люди перестали ощущать опасность войны
17:33
21 мин
Новости
Главные темы часа
18:00
4 мин
Слышали новость?
В эфире
18:05
40 мин
Новости
Главные темы часа
19:00
4 мин
Кардиограмма дня
В эфире
19:04
3 мин
Кардиограмма дня
В эфире
19:08
22 мин
Новости
Главные темы часа
19:30
3 мин
Новости
Главные темы часа
20:00
4 мин
Кардиограмма дня
В эфире
20:04
41 мин
Новости
Главные темы часа
21:00
4 мин
Кардиограмма дня
В эфире
21:04
26 мин
Новости
Главные темы часа
21:30
3 мин
Кошелек
В эфире
21:33
12 мин
Новости
Главные темы часа
22:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
22:30
3 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Сказано в эфире

Московский международный кинофестиваль: 60 лет жесткой конкуренции

Читать в
ММФК впервые провели шесть десятилетий назад – 3 августа 1959 года. Но выдержит ли сегодня московский киносмотр битву с Каннами, Венецией и Берлином? Об этом в интервью радио Sputnik рассуждает художественный руководитель российских программ кинофестиваля Ирина Павлова.
Кинофорум в Москве – один из старейших в мире. В 1935 году на "Советский кинофестиваль в Москве" пригласили кинематографистов из разных стран. Так в Советском Союзе ответили на организацию первого фестиваля в Венеции. Москва должны была стоять в авангарде всего нового. И стала! О кинофоруме говорили, писали, его обсуждали, а потом… забыли. И только 60 лет назад – 3 августа 1959 года – по инициативе министра культуры СССР Екатерины Фурцевой он возродился как ММКФ, Московский международный кинофестиваль. А сейчас, спустя шесть десятилетий, фестиваль оказался в сложной ситуации. Сможет ли он выжить в условиях конкуренции с Каннами, Венецией и Берлином? Об этом в интервью радио Sputnik рассуждает художественный руководитель российских программ Московского международного кинофестиваля Ирина Павлова.
© Из личного архива Ирины ПавловойХудожественный руководитель российских программ Московского международного кинофестиваля Ирина Павлова
Художественный  руководитель российских программ Московского международного кинофестиваля Ирина Павлова
Художественный руководитель российских программ Московского международного кинофестиваля Ирина Павлова
– В 1935 году в Москве впервые прошел киносмотр "Советский кинофестиваль в Москве", который считают прародителем Московского международного кинофестиваля. Председателем жюри был Сергей Эйзенштейн. Верно ли, что это был такой советский ответ Венецианскому кинофестивалю?
– Венецианский кинофестиваль в 1932 году прошел с большим успехом. Выяснилось, что желающих принять в нем участие, показать свои фильмы и просто пообщаться на профессиональные темы оказалось очень много. И с большим опозданием, после долгих обсуждений в Наркомпросе, решили провести в Москве подобный фестиваль советского кино, то есть собрать кинематографистов из разных республик и дать им возможность пообщаться на фоне собственного кино.
Это был первый в СССР большой профессиональный форум. Надо учитывать, что тогда еще не было Союза кинематографистов и, конечно, понятия "съезд кинематографистов" не существовало. Так что это была реальная возможность профессиональных контактов для кинематографистов, живущих в других республиках.
© Евгений Майструк/Радио SputnikКинотеатр "Ударник", где в 1935 году проходил "Советский кинофестиваль в Москве"
Кинотеатр Ударник, где в 1935 году проходил Советский кинофестиваль в Москве
Кинотеатр "Ударник", где в 1935 году проходил "Советский кинофестиваль в Москве"
– Но речь идет о 1935 годе, то есть о времени, когда связи с зарубежными коллегами, мягко говоря, не поощрялись. А в рамках "Советского кинофестиваля в Москве" были показаны ленты из Франции, США, Китая, других стран. Как это стало возможно?
– Мы уже говорили о том, что в ту пору был единственный международный кинофестиваль – Венецианский. То, что где-то в Европе проходит форум, вызывающий публичное обсуждение, а в Советском Союзе (флагмане мировой культуры, как позиционировали себя власти) ничего подобного не было, стало толчком для организации кинофорума в СССР.
А то, что в фестивале принимали участие иностранцы… Надо себе представлять степень закрытости этого мероприятия! Кинематографисты жили за стеной. Куба тоже во времена Фиделя Кастро была международным курортом, но он был отделен от остальной страны бетонным забором.
© РИА Новости / Екатерина Чеснокова / Перейти в фотобанкОткрытие 75-ого Венецианского кинофестиваля
Подготовка к открытию 75-ого Венецианского кинофестиваля
Открытие 75-ого Венецианского кинофестиваля
"Советский кинофестиваль в Москве" был своего рода "витриной". И такая витрина, очевидно, была нужна стране.
– Первый Московский международный кинофестиваль прошел в 1959 году благодаря министру культуры СССР Екатерине Фурцевой. Она исходила из тех же мотивов, когда организовывала фестиваль, что и советские власти в 1935?
– Екатерина Алексеевна Фурцева (не ее должность, а она лично) пользовалась большим международным авторитетом. Она была так обаятельна, так мила, так умело общалась с иностранцами, что была любимицей международной кинематографической и театральной общественности. Например, с ней дружил директор "Ла Скала". Она была инициативной и амбициозной дамой. Когда она узнала, что Каннский кинофестиваль возобновил работу после войны, была удивлена: в каком-то маленьком французском городке проходит крупный международный фестиваль, а у нас прошел один раз в середине 1930-х, закрылся и больше не возобновился? Она подала записку в Президиум ЦК КПСС, там одобрили ее идею, и с 1959 года ММКФ стал проходить один раз в два года с большим успехом.
© РИА Новости / Юрий Абрамочкин / Перейти в фотобанкМинистр культуры СССР Екатерина Алексеевна Фурцева
Министр культуры СССР Екатерина Алексеевна Фурцева
Министр культуры СССР Екатерина Алексеевна Фурцева
– Вы на протяжении многих лет являетесь художественным руководителем российских программ ММКФ. Изменилась ли в последнее время схема отбора лент в международную и российскую программы кинофестиваля?
– У Московского международного кинофестиваля довольно сложная история. И прежде всего потому, что у всех международных фестивалей – годичный шаг. И я не понимаю, какими мотивами руководствовались советские власти в 1959 году, когда одновременно с "витринным" фестивалем в Москве возник такой же "витринный" фестиваль в Чехословакии с двухгодичной периодичностью, и почему они оказались взаимосвязаны. И Московский кинофестиваль, и кинофестиваль в Карловых Варах проводили раз в два года. И это создавало огромные проблемы: кинопроизводство – это не узкое и закрытое производство типа театрального. Это – фабрика, и Голливуд тому пример. Фильмы производятся по плану, и их выпуск связан с определенным фестивалем. А фестиваль – это продвижение, это система продаж. И ориентироваться на Московский кинофестиваль было довольно сложно. И тем не менее международная кинопромышленность на него ориентировалась, потому что СССР был гигантским, практически не заполняемым рынком. А картина, которая попала на Московский кинофестиваль и получила там приз, по регламенту ММКФ должна была быть куплена для дальнейшего проката. С этим и был связан растущий успех Московского международного кинофестиваля.
© РИА Новости / Б. Виленкин / Перейти в фотобанкКинорежиссер Григорий Чухрай
Кинорежиссер Григорий Чухрай
Кинорежиссер Григорий Чухрай
И когда на ММКФ в 1963 году произошел внутренний, но широко обсуждавшийся в обществе скандал, связанный с попыткой неприсуждения первого приза фильму Федерико Феллини "Восемь с половиной", угрозой со стороны международного киносообщества стал отказ в предоставлении фильмов для ММКФ всеми зарубежными кинопроизводителями, то есть угроза прямого бойкота. Этот фестиваль мог превратиться во всесоюзный. И тогда председатель жюри Григорий Чухрай вместе с членами жюри Сатьяджитом Реем и Жаном Маре все-таки пришли к решению, очень не одобренному потом в ЦК КПСС, дать главный приз фильму Феллини "Восемь с половиной".
Но, вопреки регламенту фестиваля, фильм так и не был куплен в прокат. И с этого момента идеологический пресс на фестиваль стал очень тяжелым, смотр постепенно стал превращаться в конкурс развивающихся стран, но огромный советский рынок по-прежнему оставался приманкой для иностранных производителей.
А теперь представим сегодняшнюю ситуацию, когда независимо от фестиваля и его призов компании-прокатчики и промоутеры покупают иностранные фильмы, выпускают их на экран, и влияния на эти продажи ММКФ не оказывает.
Наша конкуренция с Каннским, Берлинским, Венецианским не высока. Чем мы можем козырять? Что мы можем предложить международной кинопромышленности в качестве бонуса? Да ничего! Поэтому отбор в международную конкурсную программу – занятие очень тяжелое для отборочной комиссии, это очень непростой уровень переговоров. А с 2014 года, когда Россия стала подвергаться все большему давлению санкций, для многих потенциальных участников фестиваля существует почти цензурный запрет на участие в ММКФ.
© Евгений Майструк/Радио SputnikКинотеатр "Октябрь", где открылся первый ММКФ
Кинотеатр Октябрь, где открылся первый ММКФ
Кинотеатр "Октябрь", где открылся первый ММКФ
Сегодня Московский международный кинофестиваль живет сложно, выживает, но он возвращается к той давней советской концепции фестиваля развивающихся кинематографий. Иногда там вспыхивают абсолютные перлы! Как на том старом фестивале впечатление разорвавшейся бомбы произвел фильм Кането Синдо "Голый остров", так и сейчас на ММКФ бывают открытия в кинематографиях, не охваченных крупными международными кинофестивалями.
Но принципы отбора сейчас таковы: выбрать то лучшее, что не успели схватить Канны, Берлин и Венеция.
– Возможно, ситуация лучше, если говорить об отборе российских фильмов. Ведь для наших лент попасть на ММКФ – это очень престижно…
– В конкурс – да. Во внеконкурсные программы – нет.
Попадание в конкурс для фильма – это шанс получить в стране приоритетный прокат. Учитывая сложности, с которыми некоммерческие фильмы пробиваются в российский прокат, конечно, участие в фестивале, – это серьезно. Этот приз престижен, за него бьются.
Но во внеконкурсную программу ММКФ, которую я составляю, заполучить российскую кинокартину крайне сложно. Во-первых, потому что мы проводим российскую программу в апреле – до главного внутреннего российского кинофестиваля, до "Кинотавра". И все лучшее производители стараются придержать для него. Потому что участие в "Кинотавре" дает картине такой же мощный разгон, как и участие в главном конкурсе ММКФ. Во-вторых, мы сегодня тоже не можем ничего значимого предложить фильму, который претендует на коммерческий успех. Потому что выпуск картины до начала проката означает, что картину увидит пресса и критика. И напишет о фильме раньше, чем начнется прокат. А если пресса и критика будут не вполне доброжелательны, это может подорвать будущий прокат картины. Здесь есть много сложных нюансов.
Поэтому мы делаем упор на фильмы, которые как раз не могут претендовать на широкий прокат. Это тот самый артхаусный и камерный кинематограф, который почти вообще не имеет другого шанса попасть на широкий экран, кроме как быть показанным в российских программах ММКФ.
Это фильмы, которые можно посмотреть в правильном формате с участием большого количества публики, с человеческой реакцией зала, с возможностью рассмотреть мелкие нюансы на широком экране. Мы нашли эту нишу. И мне кажется, что она правильная, потому что таким образом мы прилагаем свои серьезные усилия для продвижения кино как искусства, а не кино как бизнеса.
Автор Евгений Майструк, радио Sputnik
Хотите быть в центре событий? Подписывайтесь на радио Sputnik в Instagram.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
В Кремле ответили на заявление Кадырова о "наведении порядка" на УкраинеМинэнерго Узбекистана опровергло данные о длительном отключении светаЛукашенко призвал "держать ухо востро", чтобы избежать прежних ошибокАзаров не исключил эвакуации из Донбасса в случае "военной авантюры" ВСУВ Пушкинском музее устроили барбершоп"Это красиво": эксперт оценил идею новых штрафов от РоскомнадзораКадыров объяснил, как поступил бы с Украиной на месте ПутинаВ Донбассе ощущается предвоенная обстановка, уточнили в ЛНРСтоит ли ждать от США уступок по гарантиям безопасности? Взгляд политологаЗахарова рассказала, о чем Киев безуспешно "умоляет" ВашингтонПульмонолог оценил данные о сроке поражения легких при "омикроне"Число госпитализаций с коронавирусом в России за сутки выросло на 115%"Вдохнули – заболели". Мясников объяснил, зачем носить маскиДепутат рассказал о продолжении массового тестирования россиян на COVID-19США готовят масштабную провокацию, заявили в Совфеде"Идет эпидемия". Эксперт о проблеме звонков с подменных номеров"Страшно даже представить". Политолог о группах зачистки в ДонбассеМиронов прокомментировал действия ОДКБ в КазахстанеВ Роспотребнадзоре уточнили, кто предрасположен к заражению "омикроном"Токаев уволил свата дочери Назарбаева с поста главы ЦИК