Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Акценты

В темноте и без попкорна – продюсерское кино Александра Ханжонкова

"Из кустов выползают янычары. Всем страшно! Не размахивай копьем. Убивай пленников. Да упади ты, дурак, у нас пленка кончается!" Так работает режиссер на съемках немого кино в фильме "Раба любви". Прототипом одного из героев стал первый русский кинопродюсер Александр Ханжонков. Он родился 8 августа 1877 года.
Ханжонков перепробовал все кинопрофессии, кроме актерской. Начинал лихо, но не слишком удачно: его компаньон оказался авантюристом. Однако он выкрутился и лишь больше прикипел к кино. В начале XX века это дело для всех было новым. Ханжонков освоил его виртуозно.
© http://www.rosculture.ru/Александр Алексеевич Ханжонков
Александр Алексеевич Ханжонков
Александр Алексеевич Ханжонков
Я вам покажу!..
Ему было 27 лет, когда он сначала попал на кинопоказ, а потом в магазин кинофотоаппаратуры. В кинозале его огорошил поезд, который шел с экрана прямо на него. В магазине, где он покупал проектор для товарища, его обаял управляющий Эмиль Ош. Молодые люди разговорились, и сама собой родилась идея совместного дела – проката зарубежного кино. Ханжонкову понравилась перспектива кинобизнеса, Ошу – 5 000 рублей, которые имелись у его нового приятеля после выхода в отставку с воинской службы. И вот они уже едут на поезде в Европу покупать фильмы. Александр рассчитывает, что можно взять на обговоренную складчину – 10 000 рублей, и в этот момент Эмиль признается, что у него "ни копья"…
Было трудно, но Ханжонков справился: одним европейским компаниям за картины "отдал последнее", у других взял их в кредит, почти все удачно продал прокатчикам в Варшаве и Петербурге и остался даже в некотором выигрыше. Эмиль Ош решил продолжить путешествие, добрался до США, набрал там какой-то кинодешевки и разжился шестью проекционными аппаратами. В России продать ничего не смог: кино было скучное, аппараты непригодны к использованию. В конце концов Ош растаял на горизонте – Ханжонков начал строить собственную фабрику грез.
© РИА Новости / РИА НовостиКиноателье Александра Ханжонкова на Житной улице. Репродукция.
Киноателье Александра Ханжонкова на Житной улице. Репродукция.
Киноателье Александра Ханжонкова на Житной улице. Репродукция.
Секрет фирмы
Компания Ханжонкова быстро стала не только прокатной, но и производственной, отлично оснащенной и почти во всем первой. Московский дом "Ханжонков и Ко" имел съемочный павильон, лабораторию для киномонтажа и производства титров, арендовал места для натурных съемок, скоро появилась и летняя база студии в Крыму. Был, конечно, и свой кинозал, потом первый в Москве электротеатр, как называли тогда кинотеатры: "Пегас" с живым оркестром вместо тапера. Были и собственные "правила жизни" для первой в России постоянной труппы киноактеров и режиссеров. Например, опасаясь воровства идей со стороны конкурентов, Ханжонков максимально засекречивал производство картин. Одному своему новому фильму в рабочих материалах он придумал "кодовое" название "Африка", для массовки по объявлению набирал "эфиопов" (в простонародье так называли чертей), а оказалось, у Ханжонкова снимают "Вий" по Гоголю.
Русский стиль
Первым из русских кинодеятелей Ханжонков испытал и что такое мировая слава. Он участвовал в создании русско-итальянской картины "Кабирия" – это был международный "суперхит" и опять же первая копродукция российской и зарубежной компаний. И это не все, как рассказал научный сотрудник Музея кино Николай Изволов.
"У него на студии была изобретена кукольная мультипликация. В 1912 году вышел первый в мире фильм в технике объемной анимации – пародия на рыцарские романы "Прекрасная Люканида". Фильм имел бешеный успех, его в огромном количестве экземпляров продали за границу. В том числе и в США, где чужое кино принципиально не покупали. Ханжонков сделал и первый русский полнометражный фильм: "Оборона Севастополя" к 55-летию окончания Крымской войны. На его студии снималась самые крупные кинозвезды – Вера Холодная и Витольд Полонский. Он во многом определил то, что называется русским стилем в кинематографии".
© Фото : из коллекции Леонида МилееваРоссийская актриса немого кино Вера Холодная (открытка)
Российская актриса немого кино Вера Холодная (открытка)
Российская актриса немого кино Вера Холодная (открытка)
А еще Ханжонков придумал нечто вроде "телевизионной журналистики": оперативное документальное кино. Когда в 1908 году в Средиземном море произошло землетрясение и волна 50 метров высотой произвела катастрофические разрушения в итальянском городе Мессина, он отправил телеграммы своим зарубежным партнерам. Просьба была такая: послать кинооператора снять стихийное бедствие и немедленно доставить пленку в Москву.
Про что кино?
Сегодня Ханжонкова назвали бы выдающимся бизнес-стратегом. Его компания была лидером кинопроизводства и контролировала треть всего проката в Российской империи. Причина успеха была в разнообразии того, что мог предложить "Ханжонков и Ко". Историческое кино, мультипликация, кинохроника. Даже научно-популярные фильмы, в которых дореволюционной публике рассказывали, например, откуда берется пар, что такое кровообращение и как работает телефон. Больше, чем где-либо, у Ханжонкова экранизировали русскую и зарубежную классику. И, конечно, "конвейерным способом" выпускались комедии и мелодрамы. Фарс "Лина под экспертизой, или Буйный покойник" шел под хохот зала, а любовные перипетии в "Молчи, грусть, молчи!" заставляли доставать носовые платки.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
© РИА Новости / Екатерина Чеснокова / Перейти в фотобанкЦеремония открытия памятника кинопромышленнику Александру Ханжонкову в Ростове-на-Дону
Церемония открытия памятника кинопромышленнику Александру Ханжонкову в Ростове-на-Дону
Церемония открытия памятника кинопромышленнику Александру Ханжонкову в Ростове-на-Дону
Хотите всегда быть в центре событий? Подписывайтесь на радио Sputnik в Telegram.
Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала