Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Акценты

Минута кошмара и все кончено: в океане орудует тихий убийца

© РИА Новости / Фото Алексея ВеликогоСудно на рейде Сан-Себастьяна, похожее на пропавший сухогруз Arctic Sea
Судно на рейде Сан-Себастьяна, похожее на пропавший сухогруз Arctic Sea
Это было самое большое английское судно. Вдвое выше и длиннее "Титаника", шириной в шесть дорожных полос – сухогруз "Дербишир" считался наиболее совершенным в мире. Он вез 157 000 тонн железной руды из Канады в Японию. 9 сентября 1980 года, проходя через Тихий океан, "Дербишир" исчез.
До Японии оставалось 640 миль, когда капитан сообщил на берег о приближении тайфуна. Он также сказал, что намерен изменить курс, чтобы уклониться от удара стихии. И больше на связь не выходил.
Что это было?
Экипажем "Дербишира" были 42 моряка, двое с женами. Почти 60 дней пути океан их не беспокоил. Казалось, судно выдержит и шторм, в который все же попало. 11 баллов – это жестокое испытание, когда накатывают 16-метровые волны при ветре более 30 м/с. Но только не для гигантского сухогруза длиной 300 м, водоизмещением 260 000 тонн. И все-таки он затонул. Так быстро, что не успел подать сигнал бедствия. "Дербишир" начали искать через несколько дней. В месте предполагаемого крушения спасатели не нашли ничего. И место бы не нашли, помогло огромное масляное пятно на поверхности океана. Что именно произошло, открылось только через 14 лет после тщательного обследования океанского дна – на пространстве, сравнимом с площадью мегаполиса.
© Иллюстрация РИА НовостиМаслянистое пятно на воде.
Пятно на воде
Маслянистое пятно на воде.
Первые же находки повергли в шок. Пятисантиметровая корпусная сталь была разодрана в клочья, скрученные, как тряпки. Тяжеленная крышка люка, ведущего в трюм, сорвана так, словно креплений не существовало. Нос судна врыт в грунт, корпус расколот на части взрывом. Экспедиция не могла поверить, что только шторм был причиной трагедии. Снарядили вторую, третью. В итоге вину возложили не на шторм – обнаружили недостатки в конструкции сухогруза. К его обломкам прикрепили мемориальную табличку, и в конце 1990-х история закончилась. Или не закончилась?
Оружие смерти – внезапность
Для многих остается открытым вопрос, какого рода стихия в действительности накрыла "Дербишир"? Наиболее вероятный ответ – волна-убийца. О том, что это такое, профессор Института прикладной физики РАН Ефим Пелиновский рассказывает так:

"Под "убийцами" понимают необычно большие – 30-метровые волны, которые неизвестно откуда берутся и неизвестно, куда пропадают. На английском языке для них существуют названия, которые можно перевести, как "блуждающие волны", "бандитские волны", "киллеры" и "монстры". Волна-убийца возникает всегда неожиданно и живет короткое время. Ее никто не видит до тех пор, пока она не вырастает прямо у корабля: смывает экипаж, если он на палубе, и исчезает. Проблема в том, что спастись, когда ты уже видишь волну-одиночку, нереально. Но прогноз, в принципе, возможен. Сейчас мы работаем над тем, чтобы предсказать появление "убийцы" хотя бы за пять минут до появления и чтобы было хоть какое-то время на попытку спастись: экипажу надеть спасательные жилеты, привязаться к устойчивым конструкциям, закрепить вещи на палубе".

Как пояснил Ефим Пелиновский, в отличие от штормовых волн, волна-убийца может прийти при абсолютном штиле и за минуту убить то, с чем не всегда справится и тайфун. Минута кошмара – и снова штиль.
© Фото : public domainОгромная волна накатывает на корабль.
Подводный атомный взрыв Hardtack Umbrella: базисная волна накатывает на корабль
Огромная волна накатывает на корабль.
Спасение рядового котика
Иногда высокую волну сопровождают две пониже: такого монстра называют "три сестры". Сложились – разбежались. Наиболее коварна та, впереди которой образуется глубокая впадина. Корабль сваливается в эту яму, сверху на него нападает "убийца" и буквально придавливает ко дну. Годами изучая "блуждающие волны", профессор Пелиновский предполагает, что они образуются и действуют по аналогии с толпой. Каждый участник толпы бежит со своей скоростью, в результате в каком-то одном месте скопления происходит давка. Короткие волны бегут с малой скоростью, длинные с большой. И в точке их "давки" (до 10 атмосфер) погибает все, что оказывается на пути.
Волны-убийцы возникают в разных частях мирового океана, неоднократно фиксировались и в России. Особенно часто – на Дальнем Востоке, но наблюдались и в Черном, и в Балтийском морях. Как говорит ученый, "эти явления могут быть в любой "луже", возникают даже на пляжах: мгновенно затапливают и уходят со всем, что было на песке". В 1991 году волна-убийца одним ударом разрушила советский траулер "Картли" у берегов Великобритании. Он моментально ушел под воду. К счастью, недалеко проходил нефтеналивной танкер, и с него вызывали британские спасательные вертолеты. Спасли всех, включая судового кота.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
© Фото : Морская спасательная служба ИспанииТраулер в океане.
Траулер Олег Найденов у Канарских островов
Траулер в океане.
Чтобы не пропустить все самое интересное, следите за нами ВКонтакте. И не забывайте про Instagram.
Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала