Рейтинг@Mail.ru
"Это просто воля вождя". Почему Сталин решил изменить облик Москвы - Радио Sputnik, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
11:30
3 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Дневной ракурс
13:04
24 мин
Новости
13:30
3 мин
Дневной ракурс
13:33
12 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
14:45
1 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Дневной ракурс
16:04
12 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
ИЗОЛЕНТА live
В эфире
09:04
114 мин
Узнать за 90 секунд
Приключения сфинксов в России: о чем молчат розовые гиганты
10:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
11:00
4 мин
Холмогорская резьба
В эфире
11:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
11:30
3 мин
Холмогорская резьба
В эфире
11:33
25 мин
День в истории
Легендарный Карацупа
11:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
12:00
4 мин
Дневной ракурс
В эфире
12:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
12:30
3 мин
Узнать за 90 секунд
Зловещие эксперименты: как в США "улучшали" людей
12:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
13:00
4 мин
Дневной ракурс
В эфире
13:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
13:30
3 мин
Дневной ракурс
В эфире
13:33
12 мин
День в истории
Встреча на Эльбе
13:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
14:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
14:30
3 мин
Узнать за 90 секунд
Академики на крючке афериста: как понять, что тебя водят за нос
14:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
15:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
15:04
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:07
21 мин
Новости
Главные темы часа
15:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:33
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:36
22 мин
День в истории
День пингвина
15:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
16:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
16:30
3 мин
Узнать за 90 секунд
Всем смеяться до колик! Как римский "Сатирикон" переделали на русский лад
16:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
17:00
4 мин
Карякин. Za спорт
В эфире
17:04
54 мин
День в истории
Легендарный Карацупа
17:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
18:00
4 мин
Итоги. Вечер
В эфире
18:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
18:30
3 мин
Итоги. Вечер
В эфире
18:33
25 мин
Узнать за 90 секунд
Приключения сфинксов в России: о чем молчат розовые гиганты
18:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
19:00
4 мин
Итоги. Вечер
В эфире
19:04
54 мин
День в истории
Встреча на Эльбе
19:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
20:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
20:30
3 мин
Узнать за 90 секунд
Зловещие эксперименты: как в США "улучшали" людей
20:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
21:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
21:30
3 мин
День в истории
День пингвина
21:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
22:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
22:30
3 мин
Узнать за 90 секунд
Академики на крючке афериста: как понять, что тебя водят за нос
22:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
День в истории
Легендарный Карацупа
23:58
1 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Москва 91,2 FM
Москва 91,2 FM
Санкт-Петербург 91,5 FM
Волгоград 101,1 FM
Казань 105,8 FM
Калининград 87,7 FM
Киров 101,0 FM
Пермь 91,2 FM
Псков 102,6 FM
Самара 99,1 FM
Саратов 105,8 FM
Севастополь 105,6 FM
Симферополь 102,3 FM
Улан-Удэ 102,8 FM
Уфа 91,1 FM
Херсон 88,1 FM
Челябинск 99,5 FM
Якутск 103,6 FM
Сказано в эфире

"Это просто воля вождя". Почему Сталин решил изменить облик Москвы

© Радио Sputnik /Асель ПалвановаВид на центральную часть Москвы из Замоскворечья
Вид на центральную часть Москвы из Замоскворечья
Читать в
В преддверии 140-летия со дня рождения Иосифа Сталина (Джугашвили) вспоминаем о людях, прославивших в годы его неоднозначного правления свою страну подлинными шедеврами. Историк архитектуры Андрей Бархин рассказал радио Sputnik о тех, кто создавал новую архитектуру.
Слом эпохи виден в камне – в 1930-х конструктивизм сменил так называемый "большой стиль". Парадоксально, но архитекторы пролетарской страны черпали вдохновение, например, в ар-деко. А что может быть более буржуазным? О тех, кто изменил облик Москвы в 1930–1950-е годы и создал "большой стиль" в архитектуре, в интервью радио Sputnik рассказал архитектор, историк архитектуры Андрей Бархин.
Можно ли под одним термином объединить архитектуру, которая создавалась в СССР при Сталине? Одни называют ее сталинский ампир, другие – сталинская эклектика. Какое определение вам кажется наиболее точным?
– Поскольку архитектура 1930-50-х годов создавалась под руководством вождя, то действительно это корректно называть ее "сталинской архитектурой" или "архитектурой советского историзма". Однако в последнее время становится очевидно, что рубежом в рамках этого двадцатилетия была Великая Отечественная война, которая внесла изменения в развитие всей советской архитектуры. И уже послевоенную сталинскую архитектуру можно объединить термином "стиль Победы". Эта идея была высказана еще Татьяной Астраханцевой.
А довоенная архитектура была очень интересной, своеобразной и, по моему мнению, представляет собой конкуренцию двух стилевых направлений – неоклассики и ар-деко.
© Андрей БархинГлавное здание МГУ им. М.В. Ломоносова, арх. Л. В. Руднев, С. Е. Чернышёв, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков, 1949-53 гг.
Главное здание МГУ им. М.В. Ломоносова, арх. Л. В. Руднев, С. Е. Чернышёв, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков, 1949-53 гг.
Главное здание МГУ им. М.В. Ломоносова, арх. Л. В. Руднев, С. Е. Чернышёв, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков, 1949-53 гг.
– То, что "сталинская архитектура" оставила мощный след в российской столице, – бесспорно. А какое из зданий, возведенных в тот период, кажется лично Вам самым необычным или самым красивым?
– Сложный вопрос. Московские высотные здания привлекают внимание и москвичей, и гостей столицы, станции Московского метрополитена, и, конечно, здание Театра Советской Армии, построенное в форме пятиконечной звезды.
© Радио Sputnik Ольга БугроваВестибюль станции метро "Аэропорт". Открыта 11 сентября 1938 г. Архитектор Борис Виленский.
Вестибюль станции метро Аэропорт.  Открыта 11 сентября 1938 г. Архитектор Борис Виленский.
Вестибюль станции метро "Аэропорт". Открыта 11 сентября 1938 г. Архитектор Борис Виленский.
– Чаще всего называют в этом ряду здание МГУ.
– Конечно. Потому что это самое большое из высотных зданий сталинской эпохи с огромной прилегающей территорией, где разбит красивый парк. Но мне еще нравится высотное здание МИД.
© Андрей БархинЗдание МИД России на Смоленской площади в Москве, арх. В.Г.Гельфрейх, М.А.Минкус, 1948-53 гг.
Здание МИД России на Смоленской площади в Москве, арх. В.Г.Гельфрейх, М.А.Минкус, 1948-53 гг.
Здание МИД России на Смоленской площади в Москве, арх. В.Г.Гельфрейх, М.А.Минкус, 1948-53 гг.
– Кстати, его архитекторы черпали вдохновение в готике?
– Да, когда мы начинаем анализировать истоки стиля московских высотных зданий, то здесь можно говорить и о традициях допетровской Руси, и о традициях русской церковной архитектуры. Например, в них применен принцип пятиглавия. Есть в архитектуре высоток и элементы классики, и элементы ар-деко. А поскольку внутри ар-деко есть "ген" готики, то можно сказать, что этот стиль тоже оказал влияние на советских архитекторов, создававших сталинские высотные здания. И в здании МИД эти элементы проявляются наиболее ярко.
Архитектор, историк архитектуры Андрей Бархин. Фото из личного архива.
Архитектор, историк архитектуры Андрей Бархин. Фото из личного архива.
Архитектор, историк архитектуры Андрей Бархин. Фото из личного архива.
– Если вернуться к моменту возникновения сталинского стиля в архитектуре. Почему вообще произошел этот переход от авангардизма, конструктивизма к совершенно новому стилю создания городского ландшафта?
– Знаете, на вопрос "почему" ответить очень сложно. Я склоняюсь к простой версии, что это просто была воля вождя. С начала 1930-х годов в стране начинается поиск государственного монументального стиля. Его формы были различны. Мы одновременно видим и ар-деко (Библиотека имени Ленина, проект Дворца Советов, Дом Совнаркома СССР, построенный в 1935 году по проекту архитектора Аркадия Лангмана, где сейчас располагается Государственная Дума), и классику – на соседнем углу того же перекрестка в то же время строится Дом на Моховой архитектора Ивана Жолтовского. То есть мы видим, что оба стиля развивались одновременно, и на одной из главных улиц столицы были построены визитные карточки этих двух стилей.
Возможно, сыграл свою роль вкус Сталина и вообще правящей элиты. Как ни странно это предполагать в пролетарской диктатуре, но у элиты тогда был интерес к некой буржуазной роскоши. К тому же, с момента революции прошло 15 лет и уже хотелось отметить какие-то достижения новой власти. И конкурс на здание Дворца Советов был неким ответом молодой советской республики мировому развитию архитектуры, потому что Дворец должен был стать самым высоким зданием в мире и превзойти Эмпайр-стейт-билдинг.
© Андрей БархинЗдание Главного штаба Сухопутных войск на Фрунзенской набережной в Москве, арх. Л.В.Руднев, 1939 г.
Здание Главного штаба Сухопутных войск на Фрунзенской набережной в Москве, арх. Л.В.Руднев, 1939 г.
Здание Главного штаба Сухопутных войск на Фрунзенской набережной в Москве, арх. Л.В.Руднев, 1939 г.
– И как именно происходил этот переход?
– В конце 1920-х годов мы видим широкий спектр разных вариантов архитектуры: Алексей Щусев строит Наркомзем, Иван Фомин – Дом общества "Динамо", Константин Мельников – свои знаменитые клубы. Это был расцвет авангарда. Одновременно государство начинает поддерживать и другие течения. Например, Владимир Щуко строит здание Библиотеки имени Ленина, которое возводилось на протяжении всех 1930-х годов и стало шедевром ар-деко. Иван Жолтовский строит здание Госбанка на Неглинной. Это был 1928 год! То есть тогда власть еще не выбрала окончательно те архитектурные направления, которые она намерена поддерживать дальше.
Но уже в начале 1930-х оформляется поворот от авангарда к другим течениям – декоративным, монументальным, к тем, что могут воплотить роскошь в камне. В этом же стиле начинают строить Московское метро. И этот поворот от авангарда к государственному монументальному стилю, вероятно, был личным выбором Сталина.
© Андрей БархинЗдание Московского ипподрома, арх. И.В.Жолтовский, 1950-1955 гг.
Здание Московского ипподрома, арх. И.В.Жолтовский, 1950-1955 гг.
Здание Московского ипподрома, арх. И.В.Жолтовский, 1950-1955 гг.
– Принимали ли участие в создании нового государственного архитектурного стиля молодые специалисты, или власть в первую очередь обращалась к признанным старым мастерам?
– Конечно, молодые архитекторы могли принять участие в этом процессе, но в первую очередь власти доверяли еще дореволюционным академикам – мастера, которые работали еще до революции, стали руководителями мастерских (Жолтовский, Щуко, Фомин, Щусев – все это были архитекторы, которые начали работать еще до революции).
© Андрей БархинЖилой дом Военморов (Санкт-Петербург), арх. Е.А. Левинсон, 1938 г.
Жилой дом Военморов (Санкт-Петербург), арх. Е.А. Левинсон, 1938 г.
Жилой дом Военморов (Санкт-Петербург), арх. Е.А. Левинсон, 1938 г.
– А как вы относитесь к определению "тоталитарная архитектура"? Иногда так называют сталинский стиль.
– Да, был такой этап в осмыслении этого периода архитектуры и искусства в целом. В конце 1980-х – начале 1990-х годов были выпущены книги Владимира Паперного, Игоря Голомштока, Бориса Гройса… Эти авторы смотрели на эпоху Сталина как на некий тоталитарный монолит. Сейчас наступило новое время, и мы смотрим на все это иначе. Мы отличаем довоенный период и послевоенный. Внутри довоенной эпохи мы видим разные течения. Поэтому сейчас наука уже уходит от подобных обобщений. Надо отметить, что в то время тоталитарные державы не создали каких-то новых стилей. Они, скорее, подхватили тенденции, которые уже существовали, и выбрали ту, которая станет государственным стилем.
© Радио Sputnik Ольга БугроваЖилой дом на улице Часовой в Москве, 1952 г.
Жилой дом на улице Часовой в Москве (1952 г.)
Жилой дом на улице Часовой в Москве, 1952 г.
– Почему так? Может быть, новый стиль в архитектуре уже невозможно придумать?
– В каком-то смысле вы правы. Новый стиль по приказу, наверное, действительно придумать невозможно. Да, бывает такое, что мастер настолько уникален, что он может создать свой новый стиль и говорить от своего имени как, например, Антонио Гауди, Фрэнк Райт, Заха Хадид… Такие мастера существовали и существуют, но ситуация, которая сложилась в 1930-х годах, была иной. Более того, обобщение "тоталитарная архитектура", якобы объединяющее искусство в Германии, СССР и Италии в те годы, не подтверждается даже простым сопоставлением материалов: и по числу возведенных объектов, и по стилю – все было разным. И с дистанции нашего времени мы можем это увидеть.
© Андрей БархинТелефонная станция Фрунзенского района в Москве, арх. К.И.Соломонов, 1934 г.
Телефонная станция Фрунзенского района в Москве, арх. К.И.Соломонов, 1934 г.
Телефонная станция Фрунзенского района в Москве, арх. К.И.Соломонов, 1934 г.
– Неужели "закат монументального классицизма" в архитектуре произошел лишь из-за смерти Сталина?
– Безусловно, художественная революция, которая произошла в СССР в середине 1950-х годов, вызревала и внутри самого архитектурного сообщества. Стала появляться идея экономии средств, идея о том, что следует сделать ставку на число построенных зданий, а не на богатство декораций. И реформа Хрущева – это некое веление времени. В других странах архитектура тоже ушла от пышной декоративности.
А поводом к этой смене стиля, действительно, стала смерть Сталина. И художественная революция в какой-то степени оформила приход Хрущева к власти – он пришел как раз на волне этих перемен. На волне, в том числе и художественного обновления. Но при этом, кстати, ставку на живых еще авангардистов 1920-х годов (Константина Мельникова, Ивана Леонидова) Хрущев не сделал и не вернул их из забвения, в котором они находились на протяжении всех двадцати лет. При Хрущеве это поколение уже обратно не вернулось. И это важный аспект, поскольку профессия архитектора со сменой власти в 1950-х получила очередной удар по своей внутренней культуре. И такая череда изломов была на всем протяжении XX века: с царской архитектуры – на авангард, на аскетичную архитектуру 1920-х годов, потом – снова декоративность в 1930-х, а в середине 1950-х изменения произошли уже в третий раз. Профессия архитектора в нашей стране с большим трудом выдержала эти удары и в каком-то смысле, возможно, даже не перенесла их.
© Андрей БархинИнститут Горного дела, арх. И.В.Жолтовский, 1951 г.
Институт Горного дела, арх. И.В.Жолтовский, 1951 г.
Институт Горного дела, арх. И.В.Жолтовский, 1951 г.
– А почему Вы не упоминаете изломы, которые произошли потом – во времена перестройки и в 1990-е?
– Да, в то время тоже произошел очередной слом. Но дело в том, что перемены в 1990-е в архитектуре не были государственной политикой. И особого удара по профессии не нанесли. Просто стало понятно, что советская экономика закончилась, а ей на смену пришла капиталистическая. И там уже был частный заказчик, который делал, что хотел. Но никаких стилевых репрессий не было.
© Андрей БархинДом Советов (Санкт-Петербург), арх. Н.А. Троцкий, 1936 г.
Дом Советов (Санкт-Петербург), арх. Н.А. Троцкий, 1936 г.
Дом Советов (Санкт-Петербург), арх. Н.А. Троцкий, 1936 г.
– А в современной архитектуре разве не используются те же элементы, что использовали архитекторы во времена "большого стиля"?
– Да, еще с 1990-х годов работают архитекторы, которые подхватили эту традицию творить в ордере, в классике. Но это больше исключение.
© Андрей БархинЖилой дом ВИЭМ (Санкт-Петербург), арх. Н.Е. Лансере, 1934 г.
Жилой дом ВИЭМ (Санкт-Петербург), арх. Н.Е. Лансере, 1934 г.
Жилой дом ВИЭМ (Санкт-Петербург), арх. Н.Е. Лансере, 1934 г.
– Почему? Сейчас этот стиль не востребован?
– К счастью, в России сейчас нет государственного стиля. И классический стиль теперь – продукт нишевый. Есть рынок неоклассических зданий (многоэтажных, частных), но это не имеет никакого отношения к сталинской архитектуре, а лишь к продолжению традиций в духе Палладио. И к советской традиции это имеет только то отношение, что все это находится в том же городе (в данном случае мы говорим о Москве), и все мы выросли в этих ансамблях Кутузовского проспекта или сталинских высоток.
© Радио Sputnik Татьяна ЖелеваНабережная в Санкт-Петербурге
Набережная в Санкт-Петербурге
Набережная в Санкт-Петербурге
– Вы сказали, что в России сейчас нет государственного стиля в архитектуре. Возможно, это плохо, и стране нужно регулирование в этой сфере? Например, то, что можно строить в Москве, будет нелепо смотреться в Санкт-Петербурге, и наоборот.
– Между Санкт-Петербургом и Москвой в этом смысле, очевидно, большая разница. Москва очень многое приемлет, здания строятся в широком диапазоне стиля, высотности и так далее. Санкт-Петербург – уникальный по своей архитектуре европейский город, ценность которого именно в целостности его ансамбля, в его старине, которую нужно во что бы то ни стало сохранить в той подлинности, которая есть. И тот процесс, который был в Москве в 1990-2000-е годы, когда строились дома в самом центре, иногда дисгармонируя с окружением, этого, к счастью, в Санкт-Петербурге не было. И я надеюсь, что и не будет. А Москва в этом смысле, конечно, более динамичный город, где есть огромная потребность в новом строительстве, в новой высотности. И как мне кажется, сейчас в Москве сложилась крепкая архитектурная культура. И надо отметить, что архитектурное сообщество с удовлетворением приняло те изменения в российской столице, которые произошли в последние годы, в том числе с точки зрения мастерства архитекторов. И надеюсь, это и впредь будет поддерживаться на том высоком уровне, к которому мы сейчас движемся.
Интервью брал обозреватель радио Sputnik Евгений Майструк.
Аудиоверсию беседы слушайте здесь >>>>>
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала
Главные темы часа. 00:00Наводнение в Оренбуржье, почему гибнут дельфины в сетяхЧеловек - угроза диким животным: чего нельзя делать ни в коем случаеМы не рыбы. Рыбы немы. Папуа – Новая Гвинея нанесла Байдену ответный ударСоздатель СМЕРШаГлавные темы часа. 01:00Американская помощь Киеву, споры о Канте и развитие наукиФальшивая нота Дуды. Президент Польши сыграл на ядерную провокациюКавказские Минеральные ВодыГлавные темы часа. 02:00Как и чем жила белая эмиграция?Как американцы оккупировали РоссиюГлавные темы часа. 03:00БРИКС и развитие молодого поколенияРазвитие межкультурных коммуникаций в БРИКСГлавные темы часа. 04:00Главные темы часа. 05:00Заявления Шойгу, фильм-расследование Прозорова и поддержка США КиеваРазблокировка активов РФ, русский язык в Латвии и обыски в МолдавииМы – веселые ребята, мы – ребята-октябрятаГлавные темы часа. 06:00Научная династия: КапицыДело замминистра обороны РФ, помощь Киеву, риски отдыха за границейГлавные темы часа. 08:00Атаки Киева на журналистов, гонка ядерных вооружений, скандал из-за КантаПоследний из стоиков: что завещал Марк АврелийГлавные темы часа. 09:00Возможность диверсий в России, ситуация на рынке труда, винные турыГлавные темы часа. 11:00Взыскание долгов по ЖКХ и аттестация адвокатовГлавные темы часа. 11:30Пересчет пенсий, вопросы прописки и дарения денегГлавные темы часа. 12:00Угроза ХХI века, дело против замминстра обороны РФ и отчет генпрокурораГлавные темы часа. 12:30СтандартНе укради – совесть замучает: как "великое ограбление" стало невеликимГлавные темы часа. 13:00Зачем нужно укрупнять регионы?Главные темы часа. 13:30БРИКС расширяетсяГлавные темы часа. 14:00Высокоскоростные магистрали: плюсы и минусыГлавные темы часа. 14:30Доллар в расчетах, айтишники на удаленке и СФ против незаконного метанолаВ эфиреПапа, ты неправ: кого обидел Чехов в своей первой пародииГлавные темы часа. 15:00Как помочь после паводков: ответ на совещании у ПутинаДеполитизированный газ? Европа снова закупает у РоссииГлавные темы часа. 15:30Блинкен везет в Китай "самое четкое предупреждение"Покорение Луны: что придумала Россия для высадки?Главные темы часа. 16:00Главные темы часа. 16:30Карьера: с чего начинать и когда пора заканчиватьГлавные темы часа. 17:00Последствия паводка, поставки Taurus Киеву и транш от ЕСПереименования в Херсоне, надежды Киева на членство в ЕС и ГагаузияГлавные темы часа. 18:00Ущерб от паводка регионам РФ, визит Блинкена в Китай, наказание за диверсииМода или опасная игра: как Россия споткнулась на масонствеГлавные темы часа. 19:00Военная помощь Киеву, документы мигрантов и надежды на ТрампаГлавные темы часа. 20:00Помощь Украине, российские углеводороды и рост ВВП РФГлавные темы часа. 21:00Наказание для диверсантов, угрозы Трампу и американская помощь КиевуГлавные темы часа. 22:00Главные темы часа. 22:30Главные темы часа. 23:00Госдеп США отчитал Украину за права человекаГлавные темы часа. 23:30Главные темы часа. 00:00Кант и кантик. Шольц "запретил" Путину ссылаться на великого философаГлавные темы часа. 01:00И снова день сурка. Блинкен прибыл в Китай, чтобы опять ничего не изменитьВстреча на ЭльбеГлавные темы часа. 02:00Легендарный советский пограничник КарацупаГлавные темы часа. 03:00Главные темы часа. 04:00Главные темы часа. 05:00День пингвинаГлавные темы часа. 06:00Русская женщина и техническая жилка, или Политех для всехЛегендарный КарацупаГлавные темы часа. 07:00Ядерное оружие в космосе, учения против РФ, проблема демографииВсем смеяться до колик! Как римский "Сатирикон" переделали на русский ладГлавные темы часа. 09:00"Это просто воля вождя". Почему Сталин решил изменить облик Москвы