Рейтинг@Mail.ru
"Порочное антихудожественное произведение". Атака на музыку в СССР - Радио Sputnik, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
11:30
3 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
11:30
3 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Дневной ракурс
12:33
12 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
13:30
3 мин
Дневной ракурс
13:33
12 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Прямой эфир
Насильно милой не будешь
15:16
12 мин
Новости
Главные темы часа
15:30
3 мин
Прямой эфир
Матвиенко о МСУ: нужно дать денег или не требовать
15:33
3 мин
Прямой эфир
Аграриям нужны скидки!
15:36
22 мин
День в истории
Красноярское море
15:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
16:00
4 мин
Дневной ракурс
Получит ли Украина помощь от США?
16:04
12 мин
Новости
Главные темы часа
16:30
3 мин
Узнать за 90 секунд
Династия Строгановых
16:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
17:00
4 мин
Карякин. Za спорт
В эфире
17:04
54 мин
День в истории
День памятников и исторических мест
17:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
18:00
4 мин
Итоги. Вечер
В эфире
18:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
18:30
3 мин
Итоги. Вечер
В эфире
18:33
25 мин
Узнать за 90 секунд
Премия "Оскар" за полчаса массовки: "Война и мир" в советской версии
18:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
19:00
4 мин
Итоги. Вечер
В эфире
19:04
54 мин
День в истории
Динамо – сила!
19:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
20:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
20:30
3 мин
Узнать за 90 секунд
Первые на последнем материке: кто дал Антарктиде русское имя?
20:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
21:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
21:30
3 мин
День в истории
Красноярское море
21:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
22:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
22:30
3 мин
Узнать за 90 секунд
Теперь не упадет: как у Пизанской башни появился "советский" фундамент
22:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
День в истории
День памятников и исторических мест
23:58
1 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Москва 91,2 FM
Москва 91,2 FM
Санкт-Петербург 91,5 FM
Волгоград 101,1 FM
Казань 105,8 FM
Калининград 87,7 FM
Киров 101,0 FM
Пермь 91,2 FM
Псков 102,6 FM
Самара 99,1 FM
Саратов 105,8 FM
Севастополь 105,6 FM
Симферополь 102,3 FM
Улан-Удэ 102,8 FM
Уфа 91,1 FM
Херсон 88,1 FM
Челябинск 99,5 FM
Якутск 103,6 FM
Сказано в эфире

"Порочное антихудожественное произведение". Атака на музыку в СССР

© Радио Sputnik Евгений МайструкСилуэт главного здания Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Силуэт главного здания Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Читать в
Одним из самых тяжелых периодов в истории советской музыки называют 1948 год – время репрессий в отношении композиторов. Историки сходятся во мнении, что инициатором гонений был Сталин. Но какими мотивами он руководствовался? Об этом в 140-летнюю годовщину со дня рождения Иосифа Джугашвили на радио Sputnik рассуждает музыковед Вера Валькова.
Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) об опере "Великая дружба" Вано Мурадели в 1948 году стало началом массовой кампании по дискредитации лучших советских композиторов. Обвинение в формализме прозвучало в адрес и Дмитрий Шостаковича, и Сергея Прокофьева. Историки считают, что последствия травли были настолько серьезными, что отечественная музыка от них оправилась нескоро. Говорят, что режиссером репрессий в отношении композиторов выступал сам Сталин. В день 140-летия со дня рождения Иосифа Джугашливи вспоминаем события 1948 года с музыковедом, профессором Российской академии музыки им. Гнесиных Верой Вальковой.
– Вера Борисовна, события 1948 года в советской музыке начались с публикации в "Правде" постановления политбюро ЦК ВКП(б) об опере Вано Мурадели "Великая дружба", в которой композитор подвергся резкой критике. Почему было выбрано именно это произведение для того, чтобы обрушиться на советских композиторов?
– Дело было совсем не в опере Вано Мурадели "Великая дружба". Это был просто случайный повод для разгрома всей советской музыки в 1948 году. И даже защищать композитора не нужно было – было сразу понятно, что это просто повод. А вот пострадали от этого постановления наши самые крупные композиторы.
© Радио SputnikМузыковед, профессор РАМ им. Гнесиных Вера Валькова. Фото из личного архива.
Музыковед, профессор РАМ им. Гнесиных Вера Валькова. Фото из личного архива.
Музыковед, профессор РАМ им. Гнесиных Вера Валькова. Фото из личного архива.
– Кому и зачем это было нужно?
– Все эти события хорошо изучены. Им посвящена замечательная книга Екатерины Власовой "1948 год в советской музыке". И их главный режиссер, конечно, Сталин. Он очень умело направлял других людей, провоцировал их на определенные поступки, заявления, сталкивал, действуя порой чужими руками.
– А что думают историки и музыковеды: зачем это нужно было Сталину? Каких целей он добивался таким образом?
– Постановление об опере "Великая дружба" было частью очень широкого фронта политических репрессий конца 1940-х годов. И 1948 год стал кульминацией сталинских репрессий по всем направлениям советской жизни. И надо сказать, что музыкантов это коснулось даже в меньшей степени, чем писателей, врачей, простых людей, которых обвиняли в вымышленных преступлениях. Как мне представляется, это был выплеск злобы Сталина против своего народа, которому он мстил за победу в Великой Отечественной войне.
Если мы сравним кампанию против музыкантов 1948 года с другой похожей, предпринятой в 1936 году, то там как раз была цель: руководство СССР хотело направить развитие искусства в стране, в том числе музыки, в нужном ему направлении.
«

А в 1948-м натиск на музыкантов был настолько жестоким, что после него оставалась просто выжженная территория. И непонятно, какая был цель, кроме того, чтобы банально запугать, пресечь любые попытки проявления свободомыслия, творческого поиска, способности возражать, сопротивляться.

И это очень быстро стало понятно самому руководству страны: уже в том же 1948 году начался небольшой откат назад и попытка как-то смягчить формулировки. Стало совершенно очевидно, что после постановления, опубликованного в "Правде", в советской музыке не останется ничего, кроме массовых песен, потому что все остальное было подвергнуто совершенно уничтожающей критике.
© Радио Sputnik Марина СмирноваГосударственный академический Большой театр России.
Государственный академический Большой театр России.
Государственный академический Большой театр России.
А критерием оценки музыкальных произведений того времени были два понятия: формализм и реализм. Что такое формализм, современному человеку понять довольно трудно, поскольку с точки зрения здравого смысла ничего плохого в форме нет. Почему именно формализм стал поводом для преследования – непонятно. Собственно, музыковед Эдуард Ганслик еще в XIX веке высказал идею, которую многие поддержали: "содержание в музыке – это красота движущихся форм". Тогда и возникла так называемая формалистическая эстетика, к которой, конечно, относились по-разному, но ведь действительно, форма в музыке – это сама звуковая материя. А под "содержанием" можно понимать то воздействие, которое музыкальная форма оказывает на слушателя.
И вот представьте, что формализм в то время объявляют безусловным злом. Обвинение в формализме звучало как упрек в политической неблагонадежности.
На одном из обсуждений постановления 1948 года Арам Хачатурян, которого тоже подвергли жестокой критике, рискнул высказать такое мнение: "Мне трудно сказать, что такое формализм. Всякая музыка эмоциональна. Даже удар по барабану. Принципиальных формалистов нет".
© РИА Новости | Перейти в медиабанкКомпозитор Хачатурян и писатель Хемингуэй
Композитор Хачатурян и писатель Хемингуэй
Композитор Хачатурян и писатель Хемингуэй
– Доктор искусствоведения Марина Раку, с которой мы также обсуждали события в советской музыке во времена сталинских репрессий, считает, что в 1936 году сами композиторы еще не до конца понимали, что их может ожидать, когда их критикуют в газете "Правда". А в 1948-м уже никаких иллюзий не было. Вы придерживаетесь такого же мнения?
– Конечно, возможное развитие событий в 1948 году для композиторов уже было более очевидно.
Фасад Государственного академического Большого театра России в Москве
"Приходится напрягать всю фантазию". Как писали музыку при Сталине
– Чем завершились обсуждения редакционной статьи в "Правде"?
– Первым съездом советских композиторов, который всю эту кампанию завершил. Но некоторое смягчение в отношении композиторов, о котором мы говорили, хоть и произошло через два месяца после публикации в "Правде", не коснулось главных героев всех этих событий – композиторов, которых в первую очередь обвиняли в формализме и в отходе от принципов советского искусства. Это Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян, Виссарион Шебалин, Гавриил Попов, Николай Мясковский – ведущие композиторы страны с огромным авторитетом, с мировым признанием. Виссарион Шебалин был немедленно снят с должности директора Московской государственной консерватории. Его надолго на этом посту сменил Александр Свешников. На исполнение музыки этих композиторов был наложен если не запрет, то существенные ограничения вплоть до 1950-х годов. Тяжелыми были последствия и для самих композиторов, вынужденных выслушивать уничтожающую критику в адрес своих лучших произведений. Некоторые так и не смогли оправиться после этой психологической травмы. Сергей Прокофьев тяжело заболел после этих событий и умер в 1953 году в один день со Сталиным.
© Радио Sputnik Евгений МайструкПамятник Сергею Прокофьеву в Камергерском переулке в Москве, где прошли последние годы жизни композитора.
Памятник Сергею Прокофьеву в Камергерском переулке в Москве, где прошли последние годы жизни композитора.
Памятник Сергею Прокофьеву в Камергерском переулке в Москве, где прошли последние годы жизни композитора.
– Тем более странно выглядит история с Дмитрием Шостаковичем, который до этих событий был лауреатом трех Сталинских премий… И тут такая критика! Разве это не противоречие?
– С точки зрения здравого смысла это, конечно, противоречие, но такой была система: сначала обвинить во всех грехах, потом предложить награды и почетные должности, а потом запугать снова. И так система относилась не только к Дмитрию Шостаковичу.
© РИА Новости / Лев Иванов | Перейти в медиабанкКомпозитор Дмитрий Шостакович
Композитор Дмитрий Шостакович
Композитор Дмитрий Шостакович
– Возможно, свою роль играла простая зависть?
– Какие психологические мотивы были у тех, кто критиковал композиторов, – вопрос очень сложный. Люди в то время были поставлены в такие условия, в которых проявлялись худшие стороны человеческой натуры. Их сложно обвинять, но, думаю, что многие нападали на лучших советских композиторов именно потому, что сами не могли достигнуть таких высот в искусстве. Наверное, среди них можно назвать Мариана Коваля и Тихона Хренникова. Хотя последний – очень противоречивая фигура, однозначно осуждать то, что он говорил и делал, я не могу. Он очень быстро после тех событий стал председателем Союза композиторов и, работая на этой должности, он неоднократно пытался смягчить репрессии в отношении композиторов.
«

В 1948 году большая часть музыкантов поддерживала постановление президиума ЦК ВКП(б) – многие из страха, многие из зависти. Мотивы у всех были разные.

Скажем, выдающийся советский пианист Александр Гельденвейзер, который тоже когда-то был директором Московской консерватории, искренне не понимал современную музыку, осуждал ее и писал об этом письма в ЦК ВКП(б), обращая при этом внимание, что композиторы Дмитрий Шостакович и Сергей Прокофьев пишут не совсем то, чего от них можно ожидать как от советских композиторов. Что это? Думаю, он ведь не мог не понимать, что это были доносы. Политические доносы!
Вид на центральную часть Москвы из Замоскворечья
"Это просто воля вождя". Почему Сталин решил изменить облик Москвы
– Ну что делать, если это были его убеждения…
– Вполне возможно, это были его искренние убеждения, но как можно было не понимать, что это пагубно скажется на судьбах конкретных живых людей?
– А по поводу этой яростной критики советских композиторов говорили что-либо за границей? Была какая-то международная реакция? Ведь Сергей Прокофьев вернулся в Советский Союз из-за границы будучи уже знаменитым композитором.
– Да, он никогда не был эмигрантом. Сергей Прокофьев сознательно вернулся в СССР из-за границы. Но его существование в Советском Союзе становилось все более невыносимым. К его творчеству предъявляли все больше требований. Ему приходилось бесконечно редактировать свои сочинения, написанные, в частности, в сороковые годы.
А вскоре после событий 1948 года состоялся Всемирный съезд в защиту мира. И Шостаковича туда направил лично Сталин, несмотря на прозвучавшую ранее критику. Вот яркий пример "кнута и пряника". А что касается какой-то международной реакции на репрессии в отношении всемирно известных композиторов, то у меня об этом точных сведений нет. Такое впечатление, что на Западе тоже переживали некий шок и недоумение.
– Как быстро композиторская среда нашла в себе силы восстановиться?
– Конечно, уничтожить живую музыку невозможно. Она необычайно живуча и в ней огромный запас жизненных сил. И Дмитрий Шостакович продолжал создавать великие произведения. К сожалению, вскоре после этих событий ушел из жизни Николай Мясковский, и это, несомненно, были последствия травли. В целом, 1948 год оставил страшную глубокую рану на теле советской музыки.
Интервью брал обозреватель радио Sputnik Евгений Майструк.
Аудиоверсию интервью слушайте здесь >>>>>
Иосиф Виссарионович Сталин
Сталин – двигатель торговли? Гаспарян о скандале ко дню рождения вождя
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала
Главные темы часа. 00:00Перевозка животных в самолете и победы в больших дог-шоуНоворожденные тигрята и специальные переходы для жаб в Санкт-ПетербургеНачало Стормить. Экс-президент США впервые предстал перед уголовным судомРусско-американская конвенцияГлавные темы часа. 01:00Юбилей высадки в Нормандии, мобилизация на Украине и операции ГУРГлавное – неучастие. Макрон хочет подключить Си к олимпийскому перемириюВ мире животныхГлавные темы часа. 02:00Что мы знаем об Иране?Как Демидов стал князем Сан-ДонатоКак Британия и Франция сорвали переговоры с СССРГлавные темы часа. 03:00Предсказательная сила научной фантастикиФутурология против научной фантастикиГлавные темы часа. 04:00Главные темы часа. 05:00Заявления Зеленского, ужесточение мобилизации, теракт в "Крокусе"Изменение образа будущего Украины у жителей западных регионовГлавные темы часа. 06:00Повар против генерала: при чем здесь помидоры?Главные темы часа. 07:00Интервью Павла Дурова, поставки ПВО Киеву, иноагенты Грузии, гольф в школахГлавные темы часа. 08:00Ситуация на Ближнем Востоке, история Второй мировой без РоссииВселенский потоп: как московские реки стали подземнымиГлавные темы часа. 09:00Карлсон и Дуров, Украина и Израиль, Си и Шольц, вина РоссииГлавные темы часа. 11:00Кредиты, мошенники и банки: как не потерять свои деньги?Главные темы часа. 11:30Оплата сверхурочных и дележка подарковГлавные темы часа. 12:00Дуров плюс Карлсон. Кто кому больше нужен?Орбан критикует руководство ЕС. А что Брюссель?Главные темы часа. 12:30Сила БРИКС: рост экономики и увеличение турпотокаНе только яблоки: деревенская жизнь Исаака НьютонаГлавные темы часа. 13:00Российские миротворцы уходят из Нагорного КарабахаКурган в преддверии пика половодьяВ чьих интересах сворачивают льготную IT-ипотеку?Главные темы часа. 13:30Армия роботов – это реальность?Украина будет создавать малые реакторы АЭСГлавные темы часа. 14:00Ипотечный рынок и ущерб от большой водыГлавные темы часа. 14:30Инвестиция в драгметаллы и рост цен на шоколадКому нужны наши обещания?Главные темы часа. 15:00Усилить и ужесточить: поможет ли ЕС Украине и Израилю?Снижение инфляции и увеличение безналичных платежейГлавные темы часа. 15:30Российские туристы застряли в ОАЭ: что для них делается?Отремонтировать памятники Великой Отечественной войны станет прощеГлавные темы часа. 16:00Главные темы часа. 16:30Что мы знаем о душе: почему душа болит и есть ли она вообщеГлавные темы часа. 17:00Россия не едет во Францию, Грузия митингует и в Латвии увольняют министраГлавные темы часа. 17:30ЕК готовится к войне, вывод миротворцев из Карабаха и вопросы к ЛондонуГлавные темы часа. 18:00Вывод миротворцев РФ, саммит Евросоюза, интервью Дурова КарлсонуНаучная династия: КапицыГлавные темы часа. 19:00Закон об иноагентах в Грузии, США защищают Израиль, НАТО и УкраинаГлавные темы часа. 20:00Ирано-израильский конфликт, рост ВВП РФ и дорогой газ для ЕвропыГлавные темы часа. 21:00Грузинский закон об иноагентах, интервью Дурова, шансы Киева на фронтеГлавные темы часа. 22:00Главные темы часа. 22:30Главные темы часа. 23:00Интервью Дурова Карлсону, протесты в Грузии и настроения на УкраинеГлавные темы часа. 23:30Главные темы часа. 00:00Ливерной колбаской по стене Китайской, или Как Шольц к Си скаталсяДень памятников и исторических местГлавные темы часа. 01:00Чужими на "празднике жизни". Франция зовет Россию на 80-летие Дня "Д"Динамо – сила!Главные темы часа. 02:00Сила в движении": история "Динамо" и МКС, предвестника "СпартакаКрасноярское мореГлавные темы часа. 03:00Главные темы часа. 04:00Главные темы часа. 05:00Главные темы часа. 06:00Дважды первый в мире: крылатый "Муромец" – универсальный боецГлавные темы часа. 07:00Проект о помощи Украине, США и фейки ООН, нацвалюты в БРИКС, сверхурочныеНе укради – совесть замучает: как "великое ограбление" стало невеликимГлавные темы часа. 09:00Игры дружбы и Олимпиада, медпомощь в зоне СВО, перспективы TelegramПремия "Оскар" за полчаса массовки: "Война и мир" в советской версииГлавные темы часа. 11:00Финансы Киева, активы России и турбулентность в ГрузииГлавные темы часа. 11:30Экзамен для иностранцев и проверка центра Ильина при РГГУГлавные темы часа. 12:00Экзамены для иностранцев, замороженные активы РФ и помощь США Украине"Либеральные ценности" и закон об иноагентах в ГрузииГлавные темы часа. 12:30Персона дня: ЭйнштейнПервые на последнем материке: кто дал Антарктиде русское имя?Главные темы часа. 13:00Новшества для иностранцев: что готовит Минобрнауки?Признания боевиков, нехватка ПВО на Западе, заявления ЗеленскогоПолучит ли Украина помощь от США?Главные темы часа. 14:00Кирилл Вышинский о политической системе УкраиныГлавные темы часа. 14:30Кирилл Вышинский о борьбе с фальсификацией истории и деятельности СПЧТеперь не упадет: как у Пизанской башни появился "советский" фундаментГлавные темы часа. 15:00Шпионаж в пользу России: в Германии задержаны двое подозреваемых"Порочное антихудожественное произведение". Атака на музыку в СССР