Рейтинг@Mail.ru
О чем запретили говорить. Тайна крушения поезда Александра III - Радио Sputnik, 29.10.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
11:30
3 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
18:30
3 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
21:30
3 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Профилактика с Геннадием Онищенко
Психологическая помощь детям, вербовка в соцсетях и "фиолетовый день"
14:04
54 мин
Узнать за 90 секунд
Кому нужны наши обещания?
14:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
15:00
4 мин
Прямой эфир
Путин обсудил соседей на заседании Совбеза
15:04
9 мин
Прямой эфир
Шок-цена на квартиры в Москве: почему?
15:14
14 мин
Новости
Главные темы часа
15:30
3 мин
Прямой эфир
Новые регионы задумались о кадрах
15:33
3 мин
Прямой эфир
5G идет в Россию: всем приготовится к тестированию
15:36
22 мин
День в истории
Борьба с польским засильем в Малороссии
15:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
16:00
4 мин
Прямой эфир
Переговоры по Украине и гарантии безопасности
16:04
12 мин
Новости
Главные темы часа
16:30
3 мин
На острие науки с Ириной Коротковой
Ученые на страже леса
16:33
24 мин
Узнать за 90 секунд
Вселенский потоп: как московские реки стали подземными
16:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
17:00
4 мин
Сенатор Клишас. Да, тот самый
В эфире
17:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
17:30
3 мин
Сенатор Клишас. Да, тот самый
В эфире
17:33
25 мин
День в истории
Правда Юрия Бондарева
17:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
18:00
4 мин
Пятница, вечер!
В эфире
18:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
18:30
3 мин
Пятница, вечер!
В эфире
18:33
25 мин
Узнать за 90 секунд
Научная династия: Капицы
18:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
19:00
4 мин
Пятница, вечер!
В эфире
19:04
54 мин
День в истории
Берия, Берия, вышел из доверия
19:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
20:00
4 мин
Позывной "Спутник"
Юта. Певица, композитор и муза наших ребят за лентой
20:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
20:30
3 мин
Позывной "Спутник"
Сила русских женщин. Те, кто любит и ждет
20:33
25 мин
Узнать за 90 секунд
Не только яблоки: деревенская жизнь Исаака Ньютона
20:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
21:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
21:04
3 мин
Прямой эфир
В эфире
21:07
21 мин
Новости
Главные темы часа
21:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
21:33
3 мин
Прямой эфир
В эфире
21:36
22 мин
День в истории
Борьба с польским засильем в Малороссии
21:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
22:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
22:30
3 мин
Узнать за 90 секунд
Кому нужны наши обещания?
22:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
День в истории
Правда Юрия Бондарева
23:58
1 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Москва 91,2 FM
Москва 91,2 FM
Санкт-Петербург 91,5 FM
Волгоград 101,1 FM
Казань 105,8 FM
Калининград 87,7 FM
Киров 101,0 FM
Пермь 91,2 FM
Псков 102,6 FM
Самара 99,1 FM
Саратов 105,8 FM
Севастополь 105,6 FM
Симферополь 102,3 FM
Улан-Удэ 102,8 FM
Уфа 91,1 FM
Херсон 88,1 FM
Челябинск 99,5 FM
Якутск 103,6 FM
Авторы

О чем запретили говорить. Тайна крушения поезда Александра III

© РИА НовостиПаровоз, отремонтированный рабочими на одном из первых субботников
Паровоз, отремонтированный рабочими на одном из первых субботников - РИА Новости, 1920, 29.10.2020
Читать в
"Все падало и трещало как в Судный день… Все грохотало и скрежетало, и потом вдруг воцарилась такая мертвая тишина, как будто в живых никого не осталось". Так императрица Мария Федоровна описывала крушение поезда, в котором ехал Александр III.
Крушение поезда Невский экспресс в Тверской области - РИА Новости, 1920, 30.06.2020
Роковой маршрут: поезд поглотило болото
Императорский состав сошел с рельсов 29 октября 1888 года у станции Борки под Харьковом. Погиб 21 человек. Пострадали 68 пассажиров. Но император и его семья необычайным образом уцелели. Это назвали чудесным спасением, а на месте происшествия поставили церковь.
Из этой истории, наверное, каждый помнит эпизод, как император на собственных плечах держал обрушившуюся крышу вагона, чтобы его близкие и прислуга могли выбраться. Этот подвиг не прошел бесследно для здоровья Александра III. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что у царя на этом фоне развилась почечная болезнь, которая и свела его в могилу через шесть лет. Хотя есть и другая версия – что он умер в результате заболевания сердца.
Что же было причиной таинственного железнодорожного происшествия 1888 года?
Нарушение техники безопасности
Во главе расследования встал прокурор уголовного кассационного департамента Сената Анатолий Кони. Он руководил работой из Петербурга. На место трагедии приехали управляющий Обществом Юго-Западных железных дорог Сергей Витте и директор Харьковского политехнического института Виктор Кирпичев. Их пригласил главный инспектор железных дорог барон Шернваль, который ехал в императорском поезде и сломал ногу.
Вагоны были в хорошем состоянии, прослужили десять лет без единой аварии. Но не обошлось без нарушения правил. В пассажирском поезде допускалось 42 оси. А в императорском было 64. Состоял он из 15 вагонов. Весил не меньше грузового, но ехал по тем временам очень быстро – со скоростью 68 километров в час.
Еще один любопытный штрих. Везли состав сразу два паровоза – товарный и пассажирский. Еще одно нарушение правил! Первый мог ехать со скоростью не больше 58 километров в час, а второй – разгоняться аж до 82 километров в час.
Два паровоза ехали в разных ритмах на единой скорости 68 километров в час. По версии следствия, таким образом, они расшатали верхнее строение пути частной железной дороги. И тут произошла катастрофа. Когда состав проезжал по высокой насыпи около 10 метров, второй паровоз практически провалился между разошедшимися рельсами.
Из 15 вагонов десять сошли с пути и повалились влево. В начале состава находились легкие вагоны с прислугой. Тяжелые царские вагоны навалились на них своей массой и практически их раздавили. Один из вагонов был полностью уничтожен. В нем ехали придворные и буфетная прислуга. Тела этих людей нашли в обезображенном виде.
«
"Как раз в тот самый момент, когда мы завтракали, нас было 20 человек, мы почувствовали сильный толчок и сразу за ним второй, после которого мы все оказались на полу и все вокруг нас зашаталось и стало падать и рушиться", – писала Мария Федоровна своему брату греческому королю Георгу.
Мария Федоровна
императрица
Воротная башня Шлиссельбургской крепости - РИА Новости, 1920, 05.10.2020
Опасный младенец: за что ребенка годами держали в тюрьме
Неисправности на дороге
Еще одна версия – подкачало само железнодорожное полотно: состояние путей оставляло желать лучшего. Именно на этом настаивал один из расследователей Виктор Кирпичев. По его словам, в катастрофе были виноваты гнилые шпалы. И, кстати, по этой части нашли виновного. Был такой подрядчик строительства Курско-Харьковской линии Самуил Поляков. Он умер за два месяца до происшествия. И его посмертно обвинили в низком качестве железной дороги. А именно камнем преткновения назвали некачественный балластный гравий под шпалами. Якобы он не смог снизить колебания.
Заодно отправили в отставку министра путей сообщения и главного инспектора железных дорог. А Витте назначили директором императорских железных дорог.
И то, и другое, и третье
Анатолий Кони вспоминал, что версий была масса. Каждая заинтересованная сторона пыталась перетянуть одеяло на себя. Одни искали признаки политического преступления. При этом оперировали какими-то нелепыми доносами и вымыслами без доказательств. Другие предполагали, что люди из сопровождения государя могли отдать приказ машинистам разогнать поезд до невероятной скорости.
«
"Третьи во всем обвиняли правление и управление Поляковской дороги, хищнически эксплуатировавшие все предприятие ввиду наступавшего вскоре срока выкупа железной дороги казною; четвертые придавали всему характер простой несчастной случайности, и, наконец, пятые, в том числе прокурор судебной палаты Закревский, с поспешной впечатлительностью переходили от одного взгляда к другому", – писал прокурор.
Анатолий Кони
прокурор уголовного кассационного департамента Сената
В итоге официальная экспертиза, по воспоминаниям Кони, показала, что крушение произошло из-за того, что тяжелый поезд ехал слишком быстро на слабом пути. Состав весил вдвое больше положенного, а гнилые шпалы держали рельсы в 14 раз слабее, чем нужно. Пришла к такому выводу "целая группа особо сведущих в железнодорожном деле лиц".
А может, все-таки теракт?
Не исключено, что это был теракт. Однако сам император приказал не продвигать такую версию. По крайней мере, свидетельства тому есть в истории. Если бы общественность узнала о диверсии или теракте, это могло бы вдохновить последующих террористов, считали при дворе. Еще свежи были в народной памяти события 1881 года, когда Александра II убили в Санкт-Петербурге, кинув в него бомбу. А всего за год до крушения поезда власти повесили семерых последователей партии "Народная Воля", готовивших покушение на Александра III. Среди них был брат Владимира Ленина Александр Ульянов.
В пользу теракта как причины железнодорожной катастрофы есть довольно весомые доводы. По характеру повреждений поезда можно предположить, что произошел взрыв. Военный министр Владимир Сухомлинов и сын инспектора императорских поездов Михаил фон Таубе в своих воспоминаниях писали как раз о бомбе. И даже утверждали, что ее якобы заложил помощник повара, связанный с революционными организациями. Взрывное устройство он вроде бы разместил в вагоне-столовой, рассчитал время взрыва к моменту императорского завтрака, сошел с поезда незадолго до происшествия и скрылся за границей.
Революционер-народоволец, старший брат В. И. Ленина Александр Ильич Ульянов.
Отравленная картечь: за что казнили брата Ленина
Великая княжна Ольга Александровна, которой на момент крушения было шесть лет, в мемуарах вспоминала, что поезд резко покачнулся, а затем вагон-столовую разорвало, как консервную банку, колеса и половину вагона отрезало взрывом. И в царской семье об аварии говорили исключительно как о теракте.
Однако смущает то, что мемуары эти со слов Ольги записал писатель Йен Воррес. Рассказывала она ему о событиях из детства в весьма преклонном возрасте. А издал книгу автор вообще после ее смерти. Более того, в момент крушения Ольга находилась не вместе со всеми в вагоне-столовой. Она была в следующем вагоне, вместе с няней ждала пудинг, который так и не принесли. Из поезда их выбросило на насыпь.
«
"Хорошо помню, как со стола упали две вазы из розового стекла при первом же ударе и разбились вдребезги. Я испугалась. Нана посадила меня к себе на колени и обняла…. Потом я почувствовала, что прижимаюсь лицом к мокрой земле", – рассказывала Ольга писателю.
Ольга Александровна
Великая княжна
До сих пор не установлены истинные причины крушения царского поезда. Версия о превышении скорости и неисправности путей считается приоритетной. История с терактом – больше похожей на правду. Возможно, однажды мы узнаем, что произошло на самом деле. Пока же тайна останется тайной.
Автор Мила Журавлева, радио Sputnik
Портрет императора Александра II - РИА Новости, 1920, 06.06.2020
Пистолет или бомба – на выбор: интеллигентный террор
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала
Главные темы часа. 00:00Компенсация пострадавшим в ТЦ, ограничения Samsung Pay, защита ЮгославииЛях и лежи или смерть на досуге. Польша потеряла одного из лучших генераловГлавные темы часа. 01:00Реакция на теракт в "Крокусе", военная помощь Киеву и допуск на ОлимпиадуРазъединил Штаты. Мост в Балтиморе "утопил" украинецАмериканский предвестник ЧернобыляГлавные темы часа. 02:00Теракт в "Крокусе", стоимость нефти, заработки россиян Сиятельный граф – сын свинопасаГлавные темы часа. 03:00Глумление над трагедией "Крокуса", русский национализм и книги иноагентовГлавные темы часа. 04:00Возвращение смертной казни в РоссииПроверка звонков от мошенников, безопасность и частная жизньГлавные темы часа. 05:00Как развивается речной транспорт в России?Полный вперёд! Как сделать речные перевозки приоритетными?Екатерина II и свобода предпринимательстваГлавные темы часа. 06:00Реакция Запада на теракт в РФ и проблемы миграцииПровал "стратегии непрямых действий" в СНГ и мобилизация на УкраинеРусская женщина и техническая жилка, или Политех для всехРеволюционные тернии Максима ГорькогоГлавные темы часа. 07:00Культурная Россия, мобилизации на Украине, будущее БРИКС и дистант в вузахВ моркови все прекрасно: и вкус, и цвет, и корнеплод, и ботваГлавные темы часа. 09:00Террор в Белгороде, Крымская война, культура ТаджикистанаБабушка мотоцикла: как повозка на керосине стала байкомГлавные темы часа. 11:00Слежка за Telegram, школы в Таджикистане и смертная казньГлавные темы часа. 11:30Доктрина триединства русского народа и дискриминация на УкраинеГлавные темы часа. 12:00НАТО готовится к войне? Кому нужен конфликт России с альянсомКирпичи России: что изменится в строительной отрасли?Главные темы часа. 12:30Дважды первый в мире: крылатый "Муромец" – универсальный боецГлавные темы часа. 13:00Россия и КНДР: перспективы сотрудничестваОпасные мессенджеры: как не попасться в сети вербовщиков?Проверка ОСАГО: что происходит на рынке такси?Главные темы часа. 14:00Дмитрий Егорченков об Ираке и АлжиреГлавные темы часа. 14:30Дмитрий Егорченков о прогнозировании в международных отношенияхРеальная фантастика художественного театра: заказываешь ты – платим мыГлавные темы часа. 15:00Неудобная правда Киева и переговоры по УкраинеПоследний рыцарь кинематографа Франции идет на поединокГлавные темы часа. 15:30Палестина формирует новое правительствоДепутаты проверят рабочие программы русских школ в СНГМороженный рекордГлавные темы часа. 16:00Главные темы часа. 16:30Стриптизер о стереотипах профессии и заработкеГлавные темы часа. 17:00В поисках пути после славы в "Зените": новая жизнь Максима КаннуниковаГлавные темы часа. 18:00Разведданные от США, отставка главы МИД Латвии и шведы на УкраинеГлавные темы часа. 18:30Подготовка НАТО к конфликту с РФ и убытки иностранных компанийГлавные темы часа. 19:00Ответственность за "Крокус", переговоры США и Турции, доходы с активов РФГлавные темы часа. 20:00Как разговаривать с детьми про безопасность?Главные темы часа. 21:00Как мир отреагировал на теракт в "Крокусе" и катастрофа в БалтимореГлавные темы часа. 21:30Резолюция ООН по сектору Газа и что известно о деле АссанжаГлавные темы часа. 22:00Главные темы часа. 22:30Главные темы часа. 23:00Главные темы часа. 23:30Главные темы часа. 00:00Полку донов Педров прибыло, или Как Макрон соблазнял бразильского вождяПравда Юрия БондареваГлавные темы часа. 01:00Вот такая Олаф-стори. Шольц вдруг вспомнил о контактах с ПутинымБерия, Берия, вышел из доверияГлавные темы часа. 02:00Премьера фильма "В джазе только девушки"Борьба с польским засильем в МалороссииГлавные темы часа. 03:00Главные темы часа. 04:00Главные темы часа. 05:00Главные темы часа. 06:00"Великая гонка милосердия": как 150 собак спасли целый городГлавные темы часа. 07:00Туризм в РФ, НАТО - Украина, блокировки в Telegram и благотворительный хайпВселенский потоп: как московские реки стали подземнымиГлавные темы часа. 09:00Главные вопросы после теракта в "Крокусе": безопасность и мигрантыНаучная династия: КапицыГлавные темы часа. 11:00Рынок труда и демография, проблемы бизнеса, психологическое оружиеГлавные темы часа. 12:00Переговоры по Украине и гарантии безопасностиЗа что в Армении невзлюбили журналиста Владимира Соловьева?Главные темы часа. 12:30Цифровые профили мигрантов: что это и зачем нужны?Работодатели все чаще хотят молодых сотрудниковНе только яблоки: деревенская жизнь Исаака НьютонаГлавные темы часа. 13:00Интернет под контроль: ООН готовит документыСМП единым. Какие планы у России на новый маршрут?Главные темы часа. 13:30Больше премий! Так считают ученые России и БелоруссииГлавные темы часа. 14:00О чем запретили говорить. Тайна крушения поезда Александра III