Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
07:30
3 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
08:30
3 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
09:30
3 мин
Новости
10:00
4 мин
Новости
10:30
3 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
11:30
3 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
18:30
3 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
19:30
3 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
20:30
3 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
21:30
3 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
07:30
3 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
08:30
3 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
09:30
3 мин
Новости
10:00
4 мин
Новости
10:30
3 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
11:30
3 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Актуально
Эксперт: антимонопольное расследование против "Газпрома" не будет успешным
14:59
1 мин
Новости
Главные темы часа
15:00
4 мин
Дайджест главных новостей
Чем ведущие космические державы занимаются в околоземном пространстве
15:04
26 мин
Новости
Главные темы часа
15:30
3 мин
Доктор, что со мной?
Машина уже подсказывает диагноз! А если компьютер ошибется?
15:33
25 мин
Русский Устный
Откуда слово "плотник"?
15:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
16:00
4 мин
Знатоки
Россия как экспортер вакцин
16:04
3 мин
Знатоки
Доигрались? В России дети уже повторяют увиденное в "Игре в кальмара"
16:08
22 мин
Новости
Главные темы часа
16:30
3 мин
Мастера
Татьяна Устинова: для чтения не нужна привычка, нужна потребность
16:33
26 мин
Новости
Главные темы часа
17:00
4 мин
Спутник эрудита
Как понимать икону и наслаждаться иконописью
17:04
25 мин
Новости
Главные темы часа
17:30
3 мин
Спутник эрудита
Об иконописи. Продолжение
17:33
11 мин
Русский Устный
Паспорт
17:45
2 мин
Дневник читателя
"Пить или не пить?" и другие нон-фикшн новинки
17:47
13 мин
Новости
Главные темы часа
18:00
4 мин
В первых рядах
В эфире
18:04
26 мин
Новости
Главные темы часа
18:30
3 мин
Заговор классиков
Тютчев. Любовь и хаос
18:33
24 мин
Русский Устный
Наврать с три короба!
18:57
2 мин
Новости
Главные темы часа
19:00
4 мин
Знатоки
Кино и космос
19:04
14 мин
Знатоки
С Зеленого Мыса выдача есть
19:18
11 мин
Новости
Главные темы часа
19:30
3 мин
Доктор, что со мной?
Машина уже подсказывает диагноз! А если компьютер ошибется?
19:33
25 мин
День в истории
Открытие Кремлевского Дворца съездов
19:59
1 мин
Новости
Главные темы часа
20:00
4 мин
Двое на двое
Как на МКС кино снимали
20:04
25 мин
Новости
Главные темы часа
20:30
3 мин
Покорители
Больничные клоуны
20:33
25 мин
Актуально
"Проблема": эксперт об иске Армении против Азербайджана
20:59
1 мин
Новости
Главные темы часа
21:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
21:30
3 мин
Дневник читателя
"Пить или не пить?" и другие нон-фикшн новинки
21:33
13 мин
Новости
Главные темы часа
22:00
4 мин
Знатоки
Кино и космос
22:04
14 мин
Знатоки
С Зеленого Мыса выдача есть
22:18
11 мин
Новости
Главные темы часа
22:30
3 мин
Мастера
Татьяна Устинова: для чтения не нужна привычка, нужна потребность
22:33
26 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
Двое на двое
Как на МКС кино снимали
23:04
25 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
Заговор классиков
Тютчев. Любовь и хаос
23:33
24 мин
Русский Устный
Под шофе - это одно или два слова?
23:57
2 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Российская летопись
Ключевые события из истории России и знаковые исторические личности: политики, военачальники, деятели науки, литературы и искусства.

Как запятая повлияла на судьбу пьесы Островского

Как запятая повлияла на судьбу пьесы Островского
27 июня, 08:33
Читать в
Дебютная комедия Островского "Банкрут, или Свои люди – сочтемся" пробивалась на сцену десять лет. А все из-за французской революции и… запятой. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
В июне 1886 года скончался драматург Александр Николаевич Островский.
Его дебютом стала комедия "Банкрут, или Свои люди – сочтемся". Ее Островский прочитал в Москве, в доме историка Михаила Петровича Погодина 3 декабря 1849 года. На вечере, среди других, присутствовали Гоголь и актер Щепкин. Островский читал женские роли, а его друг – актер Пров Садовский – мужские.
"Какое приятное занятие эти танцы! Ведь уж как хорошо! Что может быть восхитительнее?.. Больше всего не люблю танцевать с студентами да с приказными. То ли дело с военными! Ах, прелесть! восхищение! И усы, и эполеты, и мундир, а у иных даже шпоры. Уж какое же есть сравнение: военный или штатский? Военный – уж это сейчас видно: и ловкость, и все, а штатский что? Так какой-то неодушевленный!"...
Успех комедии был бесспорным. О ней с одобрением отозвался Гоголь. Погодин вскоре добился цензурного разрешения на публикацию пьесы. Он ведь, собственно, и старался с этим чтением для того, чтобы заполучить произведение молодого драматурга в свой журнал "Москвитянин".
© РИА Новости / РИА Новости / Перейти в фотобанкСцена из комедии А.Н. Островского "Свои люди - сочтемся".
Сцена из комедии А.Н. Островского Свои люди - сочтемся. - РИА Новости, 1920, 27.06.2021
Сцена из комедии А.Н. Островского "Свои люди - сочтемся".
А в Петербурге путь на сцену комедии закрыли. Годом ранее власти на фоне революционных событий в Европе учредили "Комитет 2 апреля 1848 года" – "Комитет для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений". Его еще называли "Бутурлинским комитетом" – по фамилии первого председателя, историка Дмитрия Петровича Бутурлина. Комитет осуществлял и общий надзор за всей цензурой.
Профессор Александр Васильевич Никитенко в те годы записал в своем дневнике: "Вот сколько у нас цензур – общая при министерстве народного просвещения, главное управление цензуры, верховный негласный комитет, духовная цензура, военная, цензура при министерстве иностранных дел, театральная при министерстве императорского двора, газетная при почтовом департаменте, цензура при Третьем отделении и новая педагогическая, – итого десять цензурных ведомств. Если сосчитать всех лиц, заведующих цензурою, их окажется больше, чем книг, печатаемых в течение года. Я ошибся – больше: цензура по части сочинений юридических при Втором отделении и цензура иностранных книг; всего двенадцать"...
Историк Сергей Михайлович Соловьев, прочитав в газете о революции 1848 года во Франции, пророчески сказал: "Нам, русским ученым, достанется за эту революцию". Досталось всем...
На фоне этих событий цензурный комитет, ведавший театральным репертуаром, буквально уничтожил комедию Островского. Цензор Михаил Александрович Гедеонов, друг композитора Глинки, написал о ней так: "Все действующие лица: купец, его дочь, стряпчий, приказчик и сваха – отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества... Ни одного характера, призывающего на себя уважение, ни одной черты или порыва, на которых можно бы было с отрадою остановиться посреди картины этой моральной низости. Изображая среднее купечество и клеймя заслуженным образом его пороки, автор не нашел для противоположности ни одного из почтенных наших купцов. Наконец, заключение комедии – торжество черной неблагодарности в двух лицах, дочери и приказчика – оставляет самое печальное впечатление".
© РИА Новости / РИА Новости / Перейти в фотобанкДраматург Александр Николаевич Островский
Драматург Александр Николаевич Островский - РИА Новости, 1920, 27.06.2021
Драматург Александр Николаевич Островский
И тут случился нелепый курьез. Николай I прочитал мнение цензора и написал: "Совершенно справедливо, напрасно печатано, играть же запретить, во всяком случае уведомя об этом Князя Волконского".
Император писал обычно быстро, карандашом, знаки препинания ставил не всегда. Поэтому его резолюцию можно было толковать по-разному: "играть же запретить во всяком случае" или "играть же запретить, во всяком случае уведомя об том Князя Волконского". То есть министра двора.
И что сделали чиновники? Конечно, стоило бы все-таки переговорить со светлейшим князем Петром Михайловичем Волконским о том, как понимать монаршую резолюцию. Но они вряд ли даже собирались это делать. Атмосфера в верхах тревожная и предгрозовая, а посему нужно поступать с осторожностью. Чиновники, как всегда, подстраховались, и решили толковать резолюцию императора в невыгодную для Островского сторону. И читали ее так: "играть же запретить во всяком случае".
Чувствуете все тонкости, прелести и нюансы пунктуации? Чиновники запретили – и забыли. С глаз долой – из сердца вон. А Островскому каково? Официальное разрешение на постановку "Банкрута", причем с цензурными изъятиями, было получено лишь десять лет спустя...
© РИА Новости / Сергей Пятаков / Перейти в фотобанкСцена и зрительный зал Малого театра
Сцена и зрительный зал Малого театра - РИА Новости, 1920, 27.06.2021
Сцена и зрительный зал Малого театра
А первым произведением Островского, увидевшим театральные подмостки, стала комедия "Не в свои сани не садись". Премьера состоялась в Малом театре в январе 1853 года. Актер и писатель Иван Федорович Горбунов вспоминал: "Спектакль превратился в событие исключительного художественного значения. Посреди глубокой тишины публика прослушала первый акт и восторженно, по нескольку раз, вызывала исполнителей. В коридорах, в фойе, в буфете пошли толки о пьесе. Восторгу не было конца!.."
Присяжный театрал, учитель словесности в синем форменном мундире, некий Андрей Андреевич, отер слезы на глазах и торжественно сказал, обратившись к студенческой публике, своим соседям по райку: "Это не игра. Это – священнодействие! Поздравляю вас, молодые люди, вам много предстоит в жизни художественных наслаждений".
Можно сказать, что именно с этой пьесы Малый стали называть "театром Островского"…
Характерный эпизод, который показывает силу искусства и Островского как драматурга, и актеров, исполнявших его произведения.
После триумфа пьесы "Не в свои сани не садись" актер Горбунов зашел в трактир попить чаю с Петром Гавриловичем Степановым, мастерски исполнившим в комедии Островского роль трактирщика Маломальского. После трапезы Степанов стал расплачиваться с половым. Но через минуту тот принес деньги обратно и положил на стол.
– Что это значит? – с удивлением спросил Степанов.
– Приказчик не берет, – с улыбкой отвечал половой.
– Почему?
– Не могу знать, не берет...
– Извините, батюшка, мы с хозяев не берем, – сказал, почтительно кланяясь, подошедший приказчик.
– Разве я хозяин?
– Уж такой-то хозяин, что лучше требовать нельзя! В точности изволили представить!..
Такая похвала, она, пожалуй, будет повыше всех хвалебных рецензий присяжных театральных критиков...
В этом выпуске вы также услышите:
– Российский вояж Портоса.
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала