Рейтинг@Mail.ru
"Водители кобылы" и первые такси в России - Радио Sputnik, 03.10.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
11:30
3 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
11:30
3 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Прямой эфир
Палестина формирует новое правительство
15:33
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:36
3 мин
Прямой эфир
Мороженный рекорд
15:39
19 мин
День в истории
Екатерина II и свобода предпринимательства
15:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
16:00
4 мин
Прямой эфир
НАТО готовится к войне? Кому нужен конфликт России с альянсом
16:04
12 мин
Новости
Главные темы часа
16:30
3 мин
Служебный вход
Стриптизер о стереотипах профессии и заработке
16:33
24 мин
Узнать за 90 секунд
В моркови все прекрасно: и вкус, и цвет, и корнеплод, и ботва
16:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
17:00
4 мин
Карякин. Za спорт
В эфире
17:04
54 мин
День в истории
Революционные тернии Максима Горького
17:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
18:00
4 мин
Итоги. Вечер
В эфире
18:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
18:30
3 мин
Итоги. Вечер
В эфире
18:33
25 мин
Узнать за 90 секунд
Бабушка мотоцикла: как повозка на керосине стала байком
18:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
19:00
4 мин
Итоги. Вечер
В эфире
19:04
54 мин
День в истории
Американский предвестник Чернобыля
19:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
20:00
4 мин
Осторожно, дети!
В эфире
20:04
54 мин
Узнать за 90 секунд
Дважды первый в мире: крылатый "Муромец" – универсальный боец
20:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
21:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
21:30
3 мин
День в истории
Екатерина II и свобода предпринимательства
21:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
22:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
22:30
3 мин
Узнать за 90 секунд
Реальная фантастика художественного театра: заказываешь ты – платим мы
22:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
Служебный вход
Стриптизер о стереотипах профессии и заработке
23:33
24 мин
День в истории
Революционные тернии Максима Горького
23:58
1 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Москва 91,2 FM
Москва 91,2 FM
Санкт-Петербург 91,5 FM
Волгоград 101,1 FM
Казань 105,8 FM
Калининград 87,7 FM
Киров 101,0 FM
Пермь 91,2 FM
Псков 102,6 FM
Самара 99,1 FM
Саратов 105,8 FM
Севастополь 105,6 FM
Симферополь 102,3 FM
Улан-Удэ 102,8 FM
Уфа 91,1 FM
Херсон 88,1 FM
Челябинск 99,5 FM
Якутск 103,6 FM

"Водители кобылы" и первые такси в России

"Водители кобылы" и первые такси в России
3 октября 2021, 08:33
Читать в
Долгое время определенной таксы за проезд не существовало. А когда ввели счетчики, таксисты устанавливали их так, чтобы они не были видны пассажиру. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
Пятого октября 1907 года газета "Голос Москвы" сообщила, что в Белокаменной "появился первый извозчик на автомобиле. Какой-то шофер повесил на своем небольшом "олдсмобиле" плакат: "Извозчик. Такса по соглашению"".
А первые автомобили с таксометром появились в Санкт-Петербурге в 1906 году. Одновременно с Москвой такси выехали на улицы Минска и Гельсингфорса – Хельсинки. А потом пошло-поехало...
Уже в 1908 году в Белокаменной было основано первое транспортное предприятие – "Товарищество Автомобильного Передвижения". В 1909 году было открыто акционерное общество "Санкт-Петербургский таксомотор". Начинали они свою деятельность скромно – всего с нескольких машин. А уже в 1913 году в Петербурге и Москве на улицах работали более шестисот таксомоторов.
Долгое время определенной таксы за проезд не существовало. Таксист просил с пассажира столько, сколько ему вздумается, и тому приходилось с ним торговаться. В путеводителях того времени пассажирам настоятельно рекомендовалось давать извозчику только половину, а иногда и меньшую часть от изначально запрашиваемой суммы.
© РИА Новости / Валерий Мельников | Перейти в медиабанкАвтопробег "Из прошлого в будущее"
Автопробег Из прошлого в будущее - РИА Новости, 1920, 03.10.2021
Сохранилось письмо одного из первых пассажиров такси – некого первогильдейского купца Мамликова. Он писал своей супруге в Воронеж:
"А вчерась, разлюбезная моя Анастасьюшка, добирался я в нумера с приятелем моим из Яра на моторной карете заместо извозчика. Жутко было ехать, не видя перед собой привычного лошадиного хвоста, тряска, однако и приятственно, ибо восторженными взглядами обывателей да собачим лаем были мы препровождаемы от самой ресторации. Против обычного заплатил я за проезд 1,5 рубля серебром. Извозчик, шельма, дерет меньше. Однако предсказываю я большое будущее этой механике, потому как, говорят, в Париже теперь сплошь механика, таксомоторами называемая".
В 1911 году власти постановили, чтобы во всех такси были счетчики. Но таксисты – народ изобретательный. Журнал "Автомобилист" писал:
"Московские автомобильные счетчики умышленно устанавливаются на машинах так, что пассажир не может видеть их. Одни счетчики расположены где-то между колесами машины, и, когда вы кончаете поездку, шофер лезет под автомобиль, зажигает спичку, куда-то долго всматривается и, наконец, безапелляционно заявляет, сколько надо платить. Другие счетчики стоят в ногах у шофера, третьи – около руля. Но все они неизменно своим циферблатом обращены в противоположную от пассажира сторону. Кроме того, технической комиссией было отмечено, что некоторые шоферы на таксомоторах ухитрялись менять зубчатки в учетных аппаратах. Счетчики показывали большее расстояние по сравнению с фактически пройденным машиной".
Вскоре после Октябрьской революции таксомоторы были национализированы. Часть их владельцев стали механиками-водителями при уже бывших собственных автомобилях. И теперь они развозили по Москве не пассажиров, а партийную номенклатуру.
© РИА Новости / Юрий Артамонов | Перейти в медиабанкМеханизированная мойка автомобилей московского такси в таксомоторном парке № 16
Механизированная мойка автомобилей московского такси в таксомоторном парке № 16 - РИА Новости, 1920, 03.10.2021
Механизированная мойка автомобилей московского такси в таксомоторном парке № 16
Во времена НЭПа вновь появились, правда совсем ненадолго, частные таксисты. В 1925 году московские власти купили для таксопарков большую партию автомобилей "Рено" и ФИАТ. Об этом упоминают Ильф и Петров в "Золотом теленке":
Адам Козлевич "купил по случаю такой старый автомобиль, что появление его на рынке можно было объяснить только ликвидацией автомобильного музея. Редкий экспонат был продан Козлевичу за сто девяносто рублей. Автомобиль почему-то продавался вместе с искусственной пальмой в зеленой кадке. Пришлось купить и пальму. Пальма была еще туда-сюда, но с машиной пришлось долго возиться: выискивать на базарах недостающие части, латать сиденье, заново ставить электрохозяйство. Ремонт был увенчан окраской машины в ящеричный зеленый цвет... Оставалось приступить к частному прокату, о котором Козлевич давно мечтал.
В тот день, когда Адам Казимирович собрался впервые вывезти свое детище в свет, на автомобильную биржу, произошло печальное для всех частных шоферов событие. В Москву прибыли сто двадцать маленьких черных, похожих на браунинги таксомоторов "Рено". Козлевич даже и не пытался с ними конкурировать. Пальму он сдал на хранение в извозчичью чайную "Версаль" и выехал на работу в провинцию".
"Рено", которые в народе еще называли "утюгами", оказались надежными: они работали на московских улицах до начала 30-х годов. В 1930 году таксопарки пополнились еще автомобилями Ford Model A. Их отверточная сборка производилась на московском заводе КИМ, который позднее назывался АЗЛК. А с 1932 года на Горьковском автозаводе стала выпускаться лицензионная версия модели Форда под названием ГАЗ-А. В общем, как говорил Остап Бендер все в том же "Золотом теленке": "Железный конь идет на смену крестьянской лошадке!" В 1939 году в Москве насчитывалось всего лишь 57 извозчиков. А ведь каких-то сорок лет назад, на пороге XX столетия, их было 19 тысяч, в Петербурге – почти 55 тысяч.
© РИА Новости / Валерий Шустов | Перейти в медиабанкКолхоз "Сопка героев" Крымского района Краснодарского края. Гужевой транспорт на станичной дороге.
Колхоз Сопка героев Крымского района Краснодарского края.	
Гужевой транспорт на станичной дороге. - РИА Новости, 1920, 03.10.2021
Колхоз "Сопка героев" Крымского района Краснодарского края. Гужевой транспорт на станичной дороге.
Поэтому не удивительно, что первые экзамены на право вождения по городским улицам сдавали вовсе не автомобилисты, а именно извозчики. Это случилось в июле 1901 года в Санкт-Петербурге, в зале Городской думы. На специально созданных курсах "ванек" обучали управлению лошадьми, извозчичьей таксе, географии столицы с ее окрестностями, азам французского языка, хорошим манерам, правилам дорожного движения.
Сдали экзамен, конечно, не все. Несдавшие не получили обязательные номерные знаки. Они тогда же были введены и свидетельствовали о том, что перед пассажиром законопослушный ас-извозчик, заплативший положенный налог. Каждый год цвет номеров менялся. Был введен и "извощичий билет", который предписывал его владельцу "в городе и предместьях ездить на взнузданных лошадях малой рысью, а скоро отнюдь не ездить. А когда случится подъехать к перекрестку, тогда ехать тише и осматриваться во все стороны, чтобы кому повреждения не учинить или с кем не съехаться. С ездоками поступать вежливо и грубости не чинить. На улицах громко не кричать и не свистеть".
Однако на извозчиков такие внушения мало действовали. Хотя, например, в Москве в конце XIX века их очень быстро привел в чувство обер-полицмейстер Александр Александрович Власовский, из военных. Историк Михаил Михайлович Богословский вспоминал:
"Стон стоял в воздухе от этого дикого крика и ругани, которую ненанятые извозчики посылали вслед счастливцу, которому удалось посадить седока, своему же земляку и приятелю, с которым только что вели самый дружественный разговор. Извозчичья ругань славилась в Москве, и существовало даже выражение: "ругаться по-извозчичьи". При найме извозчика на углу, где они ожидали толпою, они обступали нанимателя и неистово орали, торгуясь и сбивая цены друг у друга. Еще шумнее были эти орды у вокзалов при приходе поездов и у театров при разъездах после спектакля. Еще неукротимее были ломовые извозчики, которых было особенно много в Москве в узле железных дорог, подвозивших и увозивших товары, которые с вокзалов и до вокзалов...
© РИА Новости / Валерий Шустов | Перейти в медиабанкВыставка достижений народного искусства СССР. Катание на лошадях.
Выставка достижений народного искусства СССР. Катание на лошадях. - РИА Новости, 1920, 03.10.2021
Выставка достижений народного искусства СССР. Катание на лошадях.
С грузами ломовые извозчики ехали длинным обозом, не держа интервалов между возами и задерживая движение экипажей и пешеходов, пустые – они неудержимо мчались, грозя немилосердно раздавить и сокрушить все на своем пути.
Все это сразу же прекратилось на другой же почти день по приезде Власовского, начавшего жесточайшим образом подвергать их денежным штрафам или отсидке при полиции. О штрафах этих возвещалось в его знаменитых "приказах" по полиции, которые он ежедневно издавал и которые печатались в издававшейся тогда особой газете "Ведомости московской городской полиции". Приказы были лаконичны, но сильны; например, "Легковой извозчик номер такой-то слез с козел – штрафу 10 рублей", "Оказал ослушание полиции – штрафу 25 рублей", "Слез с козел и толпился на тротуаре", "Халат рваный – штрафу 5 рублей", "Произнес неуместное замечание – штрафу 15 рублей" и т.д.
Ломовой ехал на невзнузданной лошади – штраф, лошадь с норовом – штраф, ломовой не держал интервала – штраф. Длинная вереница таких взысканий стала публиковаться в приказах. Все стихло. Извозчики смирно и молча сидели на козлах, не смея слезть с них, с унылыми, вытянутыми лицами. Оживленные их голоса и громкая брань замолкли. Наймы у театров и вокзалов происходили без особого шума. Был сразу же наведен полный порядок".
Еще бы! Штрафы-то были огромными! Это лихач на тройке мог зарабатывать по сто и более рублей в месяц. Для простых же "ванек" штрафы иногда превышали их месячный заработок.
Кстати, незаконным извозом тогда не занимались: попался – конфискуют лошадь. А это была единственная "кормилица" извозчика. Ведь большинство "ванек" – это обыкновенные крестьяне, промышлявшие извозом в основном зимой, когда не нужно было ни пахать, ни сеять...
Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.
В этом выпуске вы также услышите:
– Патриарх Адриан – духовный оппонент Петра I.
– Поэт Милонов – предшественник Пушкина.
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала
Главные темы часа. 00:00Поисковые собаки в "Крокусе" и рождение яка на гастроляхИзучение каланов и белые медведи в ЯкутииОперация прикрытия. США отказались помочь в расследовании терактаРусские военные базы в КитаеГлавные темы часа. 01:00Заявления Бортникова и смертная казньОпять у него всё через сад. Боррель отказал украинцам в любвиТеатр начинается с вешалкиГлавные темы часа. 02:00Единение вместо паники, годовщина бомбардировок ЮгославииГлавные темы часа. 03:00Информационная безопасность от А до ЯФишинг, цифровизация и современные мошенникиГлавные темы часа. 04:00Главные темы часа. 05:00Заявления ФСБ России и увольнение главы СНБО УкраиныПочему украинские националисты ненавидят русских?Амнистия 1953 годаПравобережная Украина: возвращение отторгнутогоГлавные темы часа. 06:00Затворницы-смолянки, или Как стать по-настоящему благородной девицейГлавные темы часа. 07:00Новый глава СНБО, украинское оружие, Макрон в Бразилии, судьба АссанжаГлавные темы часа. 08:00"Шедевральная новость" и реакция ООН на теракт в "КрокусеМода или опасная игра: как Россия споткнулась на масонствеГлавные темы часа. 09:00Будущее Украины, спецслужбы и террористы, поддержка БелоруссииГлавные темы часа. 11:00Возвращение смертной казни в РоссииГлавные темы часа. 11:30Проверка звонков от мошенников, безопасность и частная жизньГлавные темы часа. 12:00На что ЕС решил потратить замороженные российские активы?Планы WADA против России: что выявил пранк Вована и ЛексусаГлавные темы часа. 12:30О чем спрашивают, о чем говорят автомобилисты про СУПРОТЕКРимские одежды Минина и Пожарского и другие секреты московского памятникаГлавные темы часа. 13:00Еще миллиард на высокие технологии: что происходит в хайтек-сфере?Швеция грозит России: откуда такая смелость?Главные темы часа. 13:30"Мир" без SamsungЗдесь нефти нет: почему в США упали запасы черного золота?Главные темы часа. 14:00Как развивается речной транспорт в России?Главные темы часа. 14:30Полный вперёд! Как сделать речные перевозки приоритетными?Лучший подарок - книга: как стать классиком кулинарной литературыГлавные темы часа. 15:00Россия - Конго: речь о перспективах?Стоп торговля: что происходит в Турции, Швейцарии и Китае?Главные темы часа. 15:30Как решить миграционный вопрос в России?Голец одомашненный: северная рыба поселится в аквариуме?Главные темы часа. 16:00Главные темы часа. 16:30Мать всех страхов: как бороться с мыслями о смертиГлавные темы часа. 17:00Реакция Запада на теракт в РФ и проблемы миграцииГлавные темы часа. 17:30Провал "стратегии непрямых действий" в СНГ и мобилизация на УкраинеГлавные темы часа. 18:00Компенсация пострадавшим в ТЦ, ограничения Samsung Pay, защита ЮгославииЛюдовик и его "Мерлезонский балет": роуд-муви XVII векаГлавные темы часа. 19:00Реакция на теракт в "Крокусе", военная помощь Киеву и допуск на ОлимпиадуГлавные темы часа. 20:00Теракт в "Крокусе", стоимость нефти, заработки россиян Главные темы часа. 21:00Глумление над трагедией "Крокуса", русский национализм и книги иноагентовГлавные темы часа. 22:00Главные темы часа. 22:30Главные темы часа. 23:00Новые траты Запада и кризис энергетики УкраиныГлавные темы часа. 23:30Главные темы часа. 00:00Лях и лежи или смерть на досуге. Польша потеряла одного из лучших генераловГлавные темы часа. 01:00Разъединил Штаты. Мост в Балтиморе "утопил" украинецАмериканский предвестник ЧернобыляГлавные темы часа. 02:00Сиятельный граф – сын свинопасаГлавные темы часа. 03:00Главные темы часа. 04:00Главные темы часа. 05:00Екатерина II и свобода предпринимательстваГлавные темы часа. 06:00Русская женщина и техническая жилка, или Политех для всехРеволюционные тернии Максима ГорькогоГлавные темы часа. 07:00Культурная Россия, мобилизации на Украине, будущее БРИКС и дистант в вузахВ моркови все прекрасно: и вкус, и цвет, и корнеплод, и ботваГлавные темы часа. 09:00Террор в Белгороде, Крымская война, культура ТаджикистанаБабушка мотоцикла: как повозка на керосине стала байкомГлавные темы часа. 11:00Слежка за Telegram, школы в Таджикистане и смертная казньГлавные темы часа. 11:30Доктрина триединства русского народа и дискриминация на УкраинеГлавные темы часа. 12:00НАТО готовится к войне? Кому нужен конфликт России с альянсомКирпичи России: что изменится в строительной отрасли?Главные темы часа. 12:30Дважды первый в мире: крылатый "Муромец" – универсальный боецГлавные темы часа. 13:00Россия и КНДР: перспективы сотрудничестваОпасные мессенджеры: как не попасться в сети вербовщиков?Проверка ОСАГО: что происходит на рынке такси?Главные темы часа. 14:00Дмитрий Егорченков об Ираке и АлжиреГлавные темы часа. 14:30Дмитрий Егорченков о прогнозировании в международных отношенияхРеальная фантастика художественного театра: заказываешь ты – платим мыГлавные темы часа. 15:00Неудобная правда Киева и переговоры по УкраинеПоследний рыцарь кинематографа Франции идет на поединокГлавные темы часа. 15:30"Водители кобылы" и первые такси в России