https://radiosputnik.ria.ru/20220404/rogozin-1781786406.html
От "Лунохода" до "Луны-25": этапы советского и российского изучения Луны
От "Лунохода" до "Луны-25": этапы советского и российского изучения Луны
От "Лунохода" до "Луны-25": этапы советского и российского изучения Луны
Радио Sputnik, 04.04.2022
2022-04-04T21:45
2022-04-04T21:45
2022-04-04T21:51
сказано в эфире
роскосмос
дмитрий рогозин
нпо имени с. а. лавочкина
институт космических исследований
юрий коптев
анатолий петрукович
подкасты – радио sputnik
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/153375/94/1533759430_0:61:1280:781_1920x0_80_0_0_e2bb07ce63814b7744c90786d2798caf.jpg
Космическая гонка, миссия "Луна-25", изучение дальних планет
Как и почему Луна была выбрана целью космической гонки? Какие задачи ставят ученые для миссии "Луна-25"? Что известно об исследованиях планет Солнечной системы? Об этом и не только узнает из первых уст в программе "Это просто космос" с генеральным директором Госкорпорации "Роскосмос" Дмитрием Рогозиным.
Гости:
- Руководитель Научно-технического совета Роскосмоса Юрий Коптев;
- Член-корреспондент РАН, директор Института космических исследований Анатолий Петрукович;
- Главный конструктор проекта "Луна-25" Павел Казмерчук.
Юрий Коптев: всегда - и до космической эры - был интерес к спутнику Земли - Луне, где выстраивались самые разные гипотезы, что она собой представляет, что на ней находится. И этот интерес, безусловно, сказался и на вопросах развития космонавтики. Сергей Павлович Королев уже в середине 1958-го года, еще года не прошло после запуска первого спутника, он уже вышел с программой проведения целого комплекса исследований Луны. Это, так называемые, программы Е-1, Е-2, Е-2А. То есть, программа комплексно предусматривала проведение исследований достижения определенных параметров при пролете Луны, достижения поверхности Луны. Облет Луны и фотографирование обратной стороны Луны.
Юрий Коптев: Валентин Петрович Глушко известный академик, наш ученый и организатор, как говорится, патриарх космонавтики, он очень жестко поставил вопрос о том, что запуски можно производить только, проведя в полном объеме экспериментальную отработку. То есть, был создан специальный стенд-старт, так называемый, кстати, с него и первый запуск состоялся, в диалоге старта уже нормального. Но в тоже время обеспечивающий, так называемые, холодные испытания, динамические испытания и испытания огневые основного блока, блока второй ступени с необходимыми устройствами измерений. Пять тысяч параметров только измерялось во время этих испытаний.
Анатолий Петрукович: в результате первых открытий на Луне, первого этапа лунной программы до 70-х годов, мы определились с материалами на Луне, с характеристиками поверхности и поняли, что Луну можно изучать. Запустив луноход, привезли грунт, посмотрели на его состав и поняли, как этот грунт корреспондируется, например, с грунтом Земли. И осознали, что, скорее всего, Луна - это бывшая часть Земли. В этот момент, как раз, произошла остановка на несколько десятков лет исследований Луны. Казалось бы, почему? На самом деле отчасти был политический момент, связанный с огромными затратами, с каким-то исчерпанием пилотируемой программы. Но на самом деле, с точки зрения науки, мы, во-первых, исчерпали методы, которыми мы изучали Луну, надо было дождаться новых инструментов. Во-вторых, на все вопросы, которые могли задать, мы ответили.
audio/mpeg
Об отечественном опыте исследования Луны рассказали в эфире программы Дмитрия Рогозина на радио Sputnik глава научно-технического совета "Роскосмоса" Юрий Коптев, директор ИКИ РАН Анатолий Петрукович и главный конструктор проекта "Луна-25" Павел Казмерчук.Советская программа исследования Луны появилась вскоре после запуска Советским Союзом в октябре 1957 года первого в истории искусственного спутника Земли – "Спутника-1", отметил глава научно-технического совета "Роскосмоса" Юрий Коптев.Одновременно программы изучения Луны разрабатывались в США, между Соединенными Штатами и СССР возникла своего рода гонка, соревнование – кто быстрее достигнет результата.Особая страница развития российской космонавтики – это "царь-ракета" Н-1, предназначенная для изучения Луны с перспективой обитаемых полетов к естественному спутнику Земли. Здесь тоже присутствовал элемент соревнования, но в данном случае впереди оказались американцы.За основу был взят проект баллистической ракеты, продолжил он.Директор Института космических исследований РАН Анатолий Петрукович уточнил, что дал тот, первый этап изучения Луны.О подготовке нового российского лунного проекта – "Луна-25" – рассказал его главный конструктор Павел Казмерчук.Эфир программы Дмитрия Рогозина слушайте здесь:Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
https://radiosputnik.ria.ru/20211108/luna-1758000811.html
Радио Sputnik
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
Радио Sputnik
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Sputnik
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/153375/94/1533759430_60:0:1235:881_1920x0_80_0_0_35c7a59c9291eedadc52580051b71991.jpgРадио Sputnik
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Радио Sputnik
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
роскосмос, дмитрий рогозин, нпо имени с. а. лавочкина, институт космических исследований, юрий коптев, анатолий петрукович, подкасты – радио sputnik
Об отечественном опыте исследования Луны рассказали в эфире программы Дмитрия Рогозина на радио Sputnik глава научно-технического совета "Роскосмоса" Юрий Коптев, директор ИКИ РАН Анатолий Петрукович и главный конструктор проекта "Луна-25" Павел Казмерчук.
Советская программа исследования Луны появилась вскоре после запуска Советским Союзом в октябре 1957 года первого в истории искусственного спутника Земли – "Спутника-1", отметил глава научно-технического совета "Роскосмоса" Юрий Коптев.
"Сергей Павлович Королев уже в середине 1958 года, когда еще года не прошло после запуска первого спутника на орбиту, уже вышел с программой проведения комплексного исследования Луны. Это так называемая программа Е-1, Е-2, Е-2А. Программа комплексно предусматривала проведение исследований, достижение определенных параметров при пролете Луны, достижение поверхности Луны, облет Луны и фотографирование обратной стороны Луны, которую никогда не было возможности наблюдать с Земли. Эта программа была поддержана, она требовала ряда технических новаций. Если "Спутник" запускался на базе межконтинентальной ракеты Р-7 в двухступенчатом варианте, то здесь уже потребовалась ракета с третьей ступенью. И благодаря этому появилась необходимая энергетика, чтобы совершить полет к Луне", – пояснил Юрий Коптев в эфире программы Дмитрия Рогозина "Это просто космос".
Одновременно программы изучения Луны разрабатывались в США, между Соединенными Штатами и СССР возникла своего рода гонка, соревнование – кто быстрее достигнет результата.
"Вот, допустим, решение задачи мягкой посадки на Луну – это очень серьезное, эпохальное событие, определенный рубеж – разница по времени была полгода. Мы решили эту задачу на полгода раньше, чем американцы. То есть этот элемент гонки присутствовал", – считает глава научно-технического совета "Роскосмоса".
Особая страница развития российской космонавтики – это "царь-ракета" Н-1, предназначенная для изучения Луны с перспективой обитаемых полетов к естественному спутнику Земли. Здесь тоже присутствовал элемент соревнования, но в данном случае впереди оказались американцы.
"Американцы после запусков своих автоматов, которые они закончили в 1961 году, практически прекратили исследования Луны с помощью автоматов. И президент (США Джон) Кеннеди объявил национальной задачей демонстрацию всему миру возможностей США по доставке человека на Луну. То есть они начали заниматься этой программой раньше нас на три-четыре года. У нас, если вспомнить историю, начало истории сверхракеты Н-1 в три с половиной тысячи тонн стартового веса идет к временам, когда у нас торжествовала некая гигантомания", – сказал Юрий Коптев.
За основу был взят проект баллистической ракеты, продолжил он.
"Наш недостаток оказался в том, что если американцы изначально приняли решение делать "Сатурн-5" с возможностью вывода на орбиту 125-127 тонн, то мы начали переделывать ранее сделанную ракету. В итоге мы остановились на ракете, которая была способна вывести на орбиту 90 тонн, но это не давало возможности нормальной схемы полета на Луну. Но самое главное, что огромная ракета, 30 с лишним двигателей на первой ступени – и из четырех запусков все закончились неудачей. И программа была прекращена. И тогда возник вопрос – не имея четкой программы освоения Луны, следует ли тратить такие большие деньги, когда того же можно достичь с помощью автоматических запусков. Мы провели четыре полета за грунтом, доставили на поверхность Луны два "Лунохода"", – напомнил Юрий Коптев.
Директор Института космических исследований РАН Анатолий Петрукович уточнил, что дал тот, первый этап изучения Луны.
"Мы в результате первого этапа лунной программы до 70-х годов определились с характеристиками поверхности, поняли, что Луну можно изучать. Запустив "Луноход", привезли грунт, посмотрели на его состав и поняли, как этот грунт корреспондируется, например, с грунтом Земли. И осознали, что, скорее всего, Луна – это бывшая часть Земли. В этот момент как раз произошла остановка на несколько десятков лет исследований Луны. Почему? Отчасти был момент, связанный с огромными затратами, с каким-то исчерпанием пилотируемой программы. Но на самом деле, с точки зрения науки мы, во-первых, исчерпали возможности методов, которыми мы изучали Луну, надо было дождаться новых инструментов. Во-вторых, на все вопросы мы ответили. Поэтому пришлось подождать, пока появились новые приборы, более точные, и пока мы не смогли сформулировать те новые вопросы, которые мы смогли задать", – сказал Анатолий Петрукович.
О подготовке нового российского лунного проекта – "Луна-25" – рассказал его главный конструктор Павел Казмерчук.
"В настоящее время мы вступили в завершающую фазу наземных испытаний "Луны-25" – это электрорадиотехнические испытания, которые проводятся в НПО им. Лавочкина. Что касается аппаратуры, то основная аппаратура разработана. Единственное, у нас не завершены испытания наземного прибора ДИСД-ЛР. Однако сам летный прибор изготовлен, доставлен в НПО Лавочкина, установлен в аппарат и сейчас в его составе проходит испытания. Что касается 46 лет перерыва… После такого перерыва практически все пришлось начинать заново. Это новые средства технические, новые фактически подходы к разработке аппаратуры. И, конечно, под эти задачи в НПО Лавочкина пришлось создавать новый коллектив, потому что, к сожалению, практически не осталось тех людей, которые еще помнят, как это было", – пояснил он.
Эфир программы Дмитрия Рогозина слушайте здесь:
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.